Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

ПОЛЕВАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

<<< Содержание | Обеспечение безопасности участников экспедиции >>>

ОСОБЕННОСТИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ АВТОНОМНОЙ ПОЛЕВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

1. Длительная оторванность от привычной городской среды обитания

Любой человек, вырванный (насильно или добровольно) из привычной среды обитания — город, дом, семья, школа, друзья — подвергается в той или иной степени стрессу. Задача руководства экспедиции — помочь участникам как можно быстрее привыкнуть к новым условиям. В значительной степени этого можно добиться тщательной предварительной подготовкой участников с предоставлением им полнейшей информации о месте проведения экспедиции и условиях их существования в “поле" (человек должен точно знать, на что идет).

Большая продолжительность экспедиции приводит к возникновению “кумулятивного” эффекта: мелкие проблемы, если их не предупредить или вовремя благополучно не разрешить, накапливаясь, выходят на новый, более опасный с точки зрения безопасности, уровень. В равной степени это относится как к особенностям взаимоотношений внутри замкнутых групп, так и к воздействию неблагоприятных природных факторов.

На взгляд автора, продолжительность школьной экспедиции не может быть более 30 дней. Оптимальный срок — три недели; за более короткий срок трудно выполнить сколь либо большую программу. Кроме того, в непродолжительной экспедиции школьники не получат необходимого полевого опыта.

2. Отсутствие привычных услуг и комфорта

Многие школьники — участники полевых экспедиций, которые прошли лишь краткий курс подготовки и не имеют опыта туристских походов, с трудом переносят отсутствие привычного комфорта. Необходимость спать в палатках в спальных мешках, умываться холодной водой из реки и есть горелую кашу только поначалу воспринимается как интересное приключение. Постепенно и организм и сознание человека начинают “бунтовать”. Особенно остро воспринимается невозможность в любое желаемое время принять ванну или душ, помыть голову.

Школьнику приходится осознать, что без его собственных усилий горячая вода из крана не потечет — необходимо собрать дрова, разжечь костер, принести воду и выбрать подходящее место для мытья, и все это самостоятельно. Для тех ребят, которые поймут это раньше, многие экспедиционные проблемы просто исчезают.

К слову говоря, руководители экспедиционных групп должны всячески приветствовать стремление участников поддерживать чистоту и предоставлять им такую возможность как можно чаще. В долговременной экспедиции возникает и необходимость стирки личных вещей; в случае, если экспедиция имеет экологическую направленность (это значит, что резко возрастают природоохранные требования к ее участникам) приходится к тому же тщательно выбирать и место для стирки, и моющие средства. Как вариант можно предложить брать больше личных вещей, с тем, чтобы загрязнившееся белье просто складывать в рюкзак и стирать его в городе по возвращению.

Еще одна проблема для школьника — необходимость самостоятельно готовить пищу. При этом домашний опыт, приобретенный на электрической плите с удобной регулировкой, обычно помогает мало.

Поскольку любая, даже самая наукообразная, школьная экспедиция — суть комплексное учебное мероприятие, автор решительно против приготовления пищи постоянным взрослым поваром: школьники в поле должны получить максимум возможных знаний и навыков.

3. Сужение круга общения

На первый взгляд, это — парадоксальное утверждение: в экспедиции масса полузнакомых и вообще незнакомых людей; соответственно, возможностей для общения более чем достаточно. Однако “объем”, из которого приходится выбирать наиболее подходящего по характеру и интересам товарища, ограничен количеством участников экспедиции. В городе, если у подростка возникают проблемы с товарищами по учебному классу, он может искать общения “на стороне” — другой класс или школа, товарищи по двору или улице и т.д. В условиях экспедиции имеется лишь замкнутый постоянный коллектив школьников и взрослых, выйти из которого попросту некуда.

4. Необходимость учитывать особенности характеров и поведения малознакомых людей

Обычно школьники приходят на курсы подготовки с 1-2 друзьями и, что вполне понятно, надеются вместе с ними не только попасть в состав экспедиции, но и жить в одной палатке. Однако это происходит не так уж часто. Кто-то не прошел отбор, кто-то заболел или изменились планы у родителей — и вот подросток оказывается в палатке с 2-3 малознакомыми сверстниками. Если подросток обладает контактным характером, он легко справится с новой проблемой. Однако, как бы общителен ни был человек, первый период знакомства проходит быстро и выясняется, что у соседей по палатке масса недостатков; естественно, соседи — “сополаточники” придерживаются противоположной точки зрения. Менять состав населения палаток — не самый лучший выход; бывают ситуации, когда переместить участника в другую палатку просто нет возможности.

Поэтому участники автономной экспедиции должны быть терпимыми по отношению к товарищам, уметь вовремя подавить вспышки раздражения, с юмором подойти к конфликтной ситуации.

5. Отсутствие привычных развлечений

Современные школьники привыкли к тому, что городская среда обитания ежедневно предоставляет им разнообразные развлечения. Особенностью этих развлечений является то, что школьник в них является потребителем. В самом деле, просмотр телепередач и видеофильмов, прослушивание музыки, компьютерные игры и т.д. не требует от подростка особого труда в плане организации досуга. В экспедиции, где привычные развлечения недоступны, возникает необходимость самим организовывать развлечения, что для нынешнего подростка довольно сложно.

Во время одной из Магаданских областных туристско-экологических экспедиций, когда прошла уже половина смены, среди участников-школьников был проведен опрос: “Почему вы хотели бы сейчас оказаться дома?”

По степени важности (для отвечающих) ответы распределились следующим образом:

  • 1. Хочу посмотреть телевизор.
  • 2. Хочу увидеть свою собаку.
  • 3. Хочу увидеть родителей (брата, сестру).

Таким образом, на первое место школьники поставили потребность в привычных развлечениях.

Планируя экспедицию, необходимо большое внимание уделить “культурной программе”. В хорошую погоду, когда все участники загружены плановыми экспедиционными делами, ее роль может быть незначительной, но в случае долговременной непогоды, когда проведение экспедиционных работ невозможно, культурная программа может стать поистине палочкой-выручалочкой. В любом случае в экспедиционном плане необходимо предусмотреть 2-3 общих праздника.

6. Отсутствие привычных средств связи (ограничения коммуникативных возможностей)

Многие свои проблемы подростки могут решить, “раздвинув” круг общения путем простого снятия телефонной трубки. Для многих школьников (особенно девочек) возможность говорить по телефону стала насущной необходимостью. Экспедиционные условия исключают такой путь общения. Если в экспедиции есть радиостанция, велик соблазн использовать ее для связи с родителями или друзьями. Однако руководителю не следует идти на это, так как, во первых, существуют определенные правила ведения радиопереговоров экспедициями, не допускающие “засорение” эфира личными переговорами, и, во вторых, подобные переговоры затруднят вживание детей в новые условия существования. При подготовке к экспедиции следует дать понять школьникам, что радиостанция служит лишь для экстренных переговоров. Если заранее определены плановые выходы в эфир для обеспечения связи с контролирующей организацией, в исключительных случаях можно передать сообщения от школьника через ведущего переговоры взрослого.

(Естественно, если программой экспедиции предусмотрено обучение участников — школьников ведению радиопереговоров, необходимо вносить соответствующие корректировки).

7. Ограниченные транспортные возможности

Невозможность в любое время в случае необходимости выехать в населенный пункт определяет неизбежность перестраховки во всех вопросах безопасности — в случае травмы или заболевания участника быстрое прибытие транспорта невозможно (к тому же незапланированный вызов транспортного средства обойдется весьма недешево). В случае если потребуется эвакуация — в результате ли отвратительной погоды, или потому, что неправильно выбрано место под лагерь, или потому, к примеру, что рекой смыло все продукты — быстрая эвакуация экспедиции невозможна.

По этой же причине приходится завозить продукты с учетом НЗ на случай задержки транспорта и хранить их до момента посадки в вертолет или на судно (или до прибытия автотранспорта).

Можно сказать, что руководитель полевой школьной экспедиции, высаживая в диком месте свой школьный “десант”, в известной степени сжигает за собой мосты. При подготовке к экспедиции школьников надо настраивать на то, что до конца смены никакого транспорта в населенный пункт не будет. (В этом, кстати, одна из причин необходимости предварительного отбора участников — см. ниже — в случае, если человек “сорвется”, отправить его в город часто не представляется возможным).

8. Монотонность питания

Несмотря на то, что набор продуктов в экспедиции может быть весьма разнообразным, скоропортящиеся продукты расходуются в первые же дни автономного существования. В случае если не предусматривается промежуточный подвоз продуктов, меню становится более скромным. Кроме того, кулинарные достоинства блюд нередко оставляют желать лучшего — частью благодаря низкой квалификации “поваров”, частью из-за необходимости готовить на костре.

Бывают также ситуации, когда из-за погодных условий приходится готовить то, что попроще.

Ограничения по разнообразию питания в настоящее время неизбежны в полевой экспедиции и при подготовке школьников необходимо прямо говорить об этом. (Неприхотливость в еде может быть одним из критериев отбора участников долговременной экспедиции. Хотя в нашей практике бывали случаи, когда после экспедиции родители школьников благодарили руководителей за то, что они научили их сына или дочь есть манную кашу и гороховый суп.)

9. Неблагоприятные погодные условия

Неблагоприятные погодные условия, на первый взгляд, влияют на подготовленных участников экспедиции не в большей степени, чем на участников кратковременной загородной экскурсии. Однако продолжительное воздействие непогоды усугубляет действие всех специфических отрицательных факторов, свойственных долговременной автономной экспедиции.

Невозможность полностью высушить одежду или спальные принадлежности, необходимость во время дежурства выходить под дождь и ветер, разводить в непогоду костер и готовить пищу угнетающе действует на психику и детей, и взрослых. Это же относится и к необходимости выполнения в плохую погоду предусмотренных программой экспедиции научных наблюдений или сбору соответствующих проб.

10. Значительные физические нагрузки

В отличие от кратковременного туристского похода, когда нагрузки, в основном, сводятся к переноске рюкзака по пересеченной местности, в экспедиции школьники участвуют в разгрузке и погрузке экспедиционного снаряжения, оборудования и продовольствия и в хозяйственных работах по обустройству лагеря — рытью ям, установке столбов под лабаз, заготовке в больших количествах дров (бревен) и т.п. Поскольку сами по себе эти работы не могут быть привлекательны для школьника, они становятся вдвойне трудными.

Особенны сложны физически первые дни, когда участники экспедиции еще не “отошли” от напряженного учебного года и долгой зимы; однако именно на эти дни выпадают работы по разгрузке и оборудованию лагеря. Поэтому руководитель должен подойти к распределению работ более дифференцированно, чем в последующие дни, выбирая из числа школьников наиболее физически сильных ребят.

Однако в условиях экспедиции, в отличие от похода, можно организовать и более полноценный отдых. Мы рекомендуем после 2-3 напряженных дней по обустройству лагеря устроить день отдыха, совмещая его, к примеру, с “Днем открытия экспедиции”.

Правильное распределение нагрузок чрезвычайно важно для скорейшей адаптации детей к новым условиям. Исходя из наблюдений в наших экспедициях, можно сделать вывод, что первичная адаптация проходит за 3-5 дней; более глубокая — за 20 дней. В случае, когда экспедиция проходила в две смены, отмечено, что ребятам из второй смены требовалось на адаптацию на 1-3 дня больше, чем их сверстникам из первой смены. Причина проста: вторая смена приезжала “на готовенькое”, а первая смена с первых дней обустраивала базовый лагерь, то есть в большей степени работала физически. При этом первая смена заезжала сразу после окончания экзаменов в школе, без какого-нибудь отдыха от учебного года, а ребята второй смены успели до заезда отдохнуть в городе 2-3 недели.

Выводы: 1) период адаптации сокращается в случае физической активности, 2) отдых в городских условиях не способствует скорейшей адаптации к “полю”.

11. Возрастные ограничения

Дополнительно следует сказать о возрастных ограничениях. Мы ”опробовали “ в полевых условиях ребят начиная с 9-летнего возраста. В одной из экспедиций в группу школьников, совершивших успешное восхождение на вторую по величине вершину Магаданской области (пик Абориген, 2287 м) по альпинистскому маршруту 1Б категории трудности, входили школьники в возрасте 12 лет.

С одной стороны, можно сделать вывод, что учащиеся 10-12 лет могут участвовать в долговременных полевых экспедициях.

Вместе с тем, наш опыт показал, что:

  • срок пребывания младших школьников в условиях автономной школьной экспедиции не может превышать 10 дней;
  • младшие школьники могут быть задействованы лишь в части экспедиционных программ, не связанной со сложными походами и большими физическими нагрузками и с проведением научных наблюдений в неблагоприятных условиях;
  • младшие школьники хуже переносят долговременную непогоду;
  • в случае, когда возрастной разрыв между участниками школьной экспедиции слишком велик, возникают определенные трудности в общении между разновозрастными категориями.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы считаем, что разрыв в возрасте школьников — участников не должен превышать 3 года. Последние 5 лет в наших экспедициях принимают участие школьники только с 14-летнего возраста.

12. Наличие хищных и опасных животных

Поскольку экспедиционный лагерь существует продолжительное время по сравнению с одно-двухдневным походным биваком, велика вероятность, что рано или поздно он (и, следовательно, участники экспедиции) станет объектом интереса наиболее опасных хищников — медведей.

Сменить местоположение экспедиции обычно невозможно в силу ряда причин (в основном, в связи с трудностью подбора нового места и большим объемом работ по переносу лагеря), поэтому значительное внимание в планировании экспедиции необходимо обеспечить профилактическим мероприятиям — от специального обучения участников экспедиции правилам поведения при встрече с медведем до специального оборудования лагеря.

Наличие кровососущих насекомых характерно для всех летних лагерей школьников на территории области. Однако в полевой экспедиции школьникам не только самим приходится на протяжении 3-4-х недель бороться с комарами в своих жилищах; им приходится выполнять хозяйственные работы или научные наблюдения, часто не имея возможности избавиться от укусов. Долговременное воздействие комаров приводит либо к постепенному привыканию к ним школьников, либо к усугублению последствий укусов, особенно в случае индивидуальных аллергических реакций. В этом случае психологическое (и физическое) состояние участника может стать очень сложным.

Необходимость жесткой дисциплины в наш век стихийной демократии вызывает чуть ли не единогласное осуждение. Однако в условиях автономной долговременной экспедиции, в которой принимают участие дети, дисциплина — основное условие обеспечения безопасности.

<<< Содержание | Обеспечение безопасности участников экспедиции >>>

 




Другие страницы раздела "Образовательные программы":



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016