Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

ПОЛЕВАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

<<< Специальная подготовка учащихся | Содержание | Медицинский контроль >>>

I. ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ

Специальная подготовка руководителей

В многолюдной полевой школьной экспедиции, как это ни странно, значительные проблемы могут быть вызваны поведением вовсе не детей, а взрослых.

Учителя школ, имея богатый педагогический опыт, часто не могут его применить в полной мере в экспедиционных условиях, когда, образно выражаясь, от “педагогики менторства” необходимо переходить к “педагогике партнерства”. Отношения школьников и педагогов в экспедиции не могут складываться, как в учебном классе. На первое место в оценке школьниками учителя выходит его способность к обустройству в полевых условиях, умение преодолевать трудности и оказывать в этом помощь другим, наличие у учителя опыта выживания.

Учителя склонны переоценивать объективные экспедиционные трудности в сторону увеличения их опасности, иными словами, несколько драматизировать ситуацию, и, как следствие, излишне опекать школьников. В то же время, не имея достаточного полевого опыта, они зачастую не могут разглядеть действительно опасные факторы, которые, на их взгляд, не более чем мелочи.

В противоположность учителям, научные сотрудники-полевики (геологи, биологи и т.д.) склонны рассматривать школьников скорее как студентов-практикантов и, соответственно, переносить на них свои понятия о безопасности при проведении полевых работ. Хорошо известно, что во “взрослых” экспедициях на первое место ставится выполнение плана работ; при этом полевики часто сознательно рискуют своей безопасностью, что для взрослого, совершеннолетнего и опытного человека, чаще всего до поры до времени кончается благополучно. (Настроение типа “Ничего, пронесет!”, думаю, знакомо многим работникам полевых экспедиций).

В экспедиции, основной состав которой составляют несовершеннолетние, подобное настроение недопустимо!
Вся экспедиционная “наука” не стоит травмы одного ребенка!

Сотрудники научных институтов, работающие в “поле", не имеют обычно никакого опыта проведения полевых массовых мероприятий со школьниками. При этом следует учесть, что обладая собственным опытом полевого существования, они не владеют методикой обучения (то есть методикой передачи своего опыта школьникам) и, что существенно, сами подобного обучения зачастую не проходили, доходя до всего “методом тыка”.

Многие требования безопасности, необходимые при работе со школьниками, профессиональному полевику кажутся чрезмерными, а то и просто глупыми.

Поэтому предэкспедиционная подготовка необходима и для взрослых участников. При этом больше времени надо отвести на подготовку учителей, учитывая реалии предстоящей экспедиции. Хорошо, если учитель, которому предстоит участвовать в экспедиции, сможет в процессе подготовки посетить хотя бы несколько занятий вместе со своей группой.

Что касается научных сотрудников, имеющих собственный полевой опыт, то можно ограничиться инструктажем по схеме: должен — нельзя — можно.

Однако в дальнейшем в поле контролю над деятельностью научных работников следует уделить гораздо большее внимание, так как в период проведения наблюдений они склонны забывать о безопасности детей.

Во время экологической экспедиции, базирующейся на побережье моря, кандидат биологических наук П. повела большую группу школьников в поход по побережью с целью собрать гидробиологический материал со скального грунта, отсутствующего в районе базового лагеря.

Еще во время движения к месту работ руководительница поняла, что группа не успеет пройти по берегу скальный прижим, так как надвигался прилив (обойти поверху не представлялось возможным ввиду отвесности прибрежных скал). Тем не менее, желая в первую очередь провести сбор материала, она не приняла решение о возвращении группы. В результате на обратном пути группа была застигнута приливом, сидела на скалах несколько часов до темноты и далее шла по усыпанному скальными обломками берегу в полной темноте. Контрольный срок возвращения был нарушен, что привело к выходу навстречу из базового лагеря спасательной группы.

Обычно полевики-профессионалы ходят в маршруты маленькими группами, зачастую и в одиночку; попав же в школьную экспедицию и выводя на маршрут довольно большие группы школьников, они часто не ведут за ними постоянного контроля, считая: “Раз я прошел, то и ребята пройдут”.

Научный сотрудник, биолог, имевший большой личный опыт пеших маршрутов, повел группу из 10 старших школьников и студентов 1-го курса в однодневный поход для выполнения наблюдений. При этом он решил подняться на одну из сопок, склоны которой были покрыты крупными неустойчивыми камнями. Личный опыт преодоления подобных препятствий в одиночку не мог подсказать ему как руководить в такой ситуации группой. Не был осуществлен контроль над группой, не проверен интервал при движении, не были напомнены правила движения по крупноблочной осыпи. В результате — травма голеностопа одной из участниц.

Вышеизложенные соображения особенно актуальны сейчас, когда экономическая ситуация вынуждает научных сотрудников искать либо приработка на стороне, либо нового места работы. При этом многие идут в школьное и внешкольное образование; наметилась также тенденция проведения полевых школьных мероприятий исключительно силами научных работников.

Недопустимо также брать в школьную экспедицию взрослых, которые либо не имеют четко определенных обязанностей в рамках программы экспедиции (друзья, знакомые и т.п.), либо преследуют собственные цели, отличные от целей экспедиции. Не чувствуя себя связанными четкими обязательствами, они склонны часто рассматривать школьную экспедицию, как место отдыха (с небольшой долей работы — от случая к случаю), где основные обязанности по лагерному быту выполняют школьники. Поэтому каждый взрослый должен быть официально прикомандирован к проводящей экспедицию организации и на основании этого официально находиться в подчинении у руководителя экспедиции.

Научный сотрудник Д. . , не имеющий никакого опыта проведения автономных полевых школьных мероприятий, взялся проводить для одной из школ летнюю полевую практику в автономном режиме. Для руководства одним из разделов практики он пригласил двух своих приятелей — научных работников из ... Киева!, которые давно хотели побывать в Магадане. (Совершенно очевидно, что специалистов можно было найти и на месте; при этом смета экспедиции, оплаченной Управлением образования, была бы куда скромнее).

Тот полевой сезон был очень трудным — постоянные дожди и шторма. В результате “научные гости” просто сбежали в ближайшее жилье, бросив и учебную программу, и самих учеников.

Во избежание недоразумений все взрослые участники школьной экспедиции под расписку должны быть ознакомлены с документами, регламентирующими условия проведения экспедиции и определяющими права и обязанности всех участников.

Наличие соответствующего снаряжения и наличие опыта проведения автономных мероприятий

Эти позиции следует рассматривать параллельно, так как обычно отсутствие первого — следствие отсутствия второго.

Сейчас, когда учреждения образования ищут новые формы работы, когда школы получили больше самостоятельности в выборе направлений своей деятельности, когда некоторые коммерческие структуры почуяли возможность заработать на летних мероприятиях со школьниками, многие учреждения и организации стараются провести экспедиции исключительно своими силами. При этом профессиональный подход к мерам безопасности, мягко говоря, невелик.

Местный заповедник решил провести полевую школьную практику в режиме автономной экспедиции. При этом место базирования выбирали, исходя из интересов работников заповедника. В результате базовый лагерь был поставлен на морском побережье на совершенно открытом и плоском мысу, лишенном растительности и рельефных складок (ближайший лес находился в 3 км). Ориентация мыса была такова, что в непогоду все ветры, как с моря, так и с суши, дули прямо на палатки. Постоянная борьба с ветрами в непогоду стала для обитателей лагеря настоящей пыткой.

В такой ситуации рекомендация может быть только одна: не пожалеть денег и “престижа” и обратиться к специалистам, которые эту экспедицию проведут и обучат сотрудников.

Что касается специального группового экспедиционного снаряжения, то это вопрос, требующий довольно подробного разбора. Коротко можно сказать, что известная туристская присказка “Нет плохой погоды, есть плохое снаряжение” приобретает особое значение в школьной экспедиции.

В последнее время, в случае, если проводящая экспедицию организация находит деньги на снаряжение, она стремится приобретать красивые импортные палатки, спальники, рюкзаки, лодки, которые часто дешевле аналогичных, но некрасивых отечественных. При этом забывают золотое правило: недорогое импортное снаряжение чаще всего в реальных условиях оказывается никуда не годным!

Пора бы уже понять: действительно качественные предметы экспедиционного и туристского назначения, производимые зарубежными фирмами, стоят очень дорого!

Поэтому следует придерживаться правила: лучше брать неказистое, даже не новое, но проверенное на практике снаряжение, чем «фирменное», но не опробованное.

<<< Специальная подготовка учащихся | Содержание | Медицинский контроль >>>

 




Другие страницы раздела "Образовательные программы":



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016