Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

ПОЛЕВАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

<<< Профилактика травматизма и заболеваний | Содержание | Обеспечение безопасности при работах на море >>>

II. ПОЛЕВОЙ ПЕРИОД

Обеспечение безопасности при нахождении за пределами базового лагеря

Вопросы обеспечения безопасности обязательно должны рассматриваться при предэкспедиционной подготовке школьников. Однако юные экспедиционники часто относятся к ним невнимательно, поэтому сразу же по прибытии на место базирования, в обязательном порядке необходимо провести краткий дополнительный инструктаж по правилам безопасности в период нахождения в базовом лагере. Тем более это необходимо, поскольку на месте могут выявиться обстоятельства, которые не были предусмотрены в процессе подготовки.

Проводящий инструктаж должен указать границы территории, за которые участники первое время не должны выходить. (Пока не будет оборудован лагерь, следует, по возможности, избегать удаляться на большие расстояния).

Руководители экспедиционных групп всегда должны знать, где находятся их школьники в данный момент!

После того, как лагерь будет установлен и можно будет приступать к выполнению собственно программы экспедиции, необходимо провести краткий дополнительный инструктаж по правилам безопасности в походах и во время проведения научных наблюдений.

Инструктаж включает:

  • порядок выхода за пределы лагеря;
  • основы аварийного ориентирования;
  • указание участков территории, которые запрещается посещать;
  • правила поведения при встрече с медведем;
  • прочие возможные опасности.

Порядок выхода за пределы базового лагеря

Выход за пределы лагеря осуществляется для проведения кратковременных маршрутных наблюдений, работы на пробных площадках, учебных экскурсий и тренировок и для более длительных походов. При этом в любом случае выходы должны быть запланированы накануне, с тем, чтобы их участники могли заранее подготовиться и распределить свое время на день выхода. Лучше всего распределять работы на завтра на общем вечернем сборе сразу после ужина, когда можно в неформальной обстановке обсудить у костра и итоги прошедшего дня. (Ежевечернее подведение итогов очень важно, так как помогает каждому школьнику быть в курсе всех дел экспедиции, особенно если экспедиция комплексная. При этом руководители не должны скупиться на положительные оценки деятельности ребят — резкая критика перед сном нежелательна.)

Наутро необходимо провести краткий официальный сбор — инструктаж, может быть и с общим построением (типа линейки в былых пионерлагерях), для того, чтобы выпустить на маршрут группы и распределить конкретную работу для остающихся в лагере.

Планируя выпуск групп на маршруты, надо руководствоваться не только планом работ, но и принимать во внимание состояние участников экспедиции и погодные условия. В экспедиции необходимо иметь радиоприемник, настроенный на волну местной радиостанции, поскольку прогнозы погоды, передаваемые центральными радиостанциями, часто носят слишком обобщенный характер. Полученный прогноз необходимо сравнивать с реальной погодной обстановкой для данной местности, поскольку могут иметь место локальные изменения погоды, обусловленные рельефом района базирования и его расположением относительно моря, направления господствующих ветров и т.п.

В каждой выходящей за пределы лагеря группе, не зависимо от продолжительности и дальности выхода, должен быть назначен старший (даже если выходят два человека, что, впрочем, нежелательно — состав группы должен быть не менее 3-х человек). При кратковременных выходах на небольшое расстояние по хорошо известным маршрутам, не связанных с преодолением сложных препятствий, для этого можно выделять старшего школьника из числа наиболее опытных. В остальных случаях старшим группы должен быть взрослый.

Старшему группы выдаются средства отпугивания медведей и средства сигнализации — фальшфейер и ракета — а также средства для обработки мелких травм (бинт и йод). В случае, если группа выходит на полдня или более, выдается более обширная медаптечка.

Каждая группа получает контрольный срок. Контрольный срок — это время, к которому группа должна вернуться в лагерь, а не время, с которого надо начинать ждать ее возвращения!

Если технические возможности экспедиции позволяют, группе выдается портативная радиостанция и определяется время контрольного выхода на связь с лагерем.

В случае, если маршрут группы проходит по морскому побережью, старшему должна быть выдана таблица приливов и отливов.

Если маршрут проходит в новом месте, либо при движении могут возникнуть сложности с ориентированием, группе выдается карта местности.

Компас, на наш взгляд, следует брать с собой в любом случае.

Старший группы должен:

  • получить все вышеперечисленное;
  • получить оборудование, необходимое для выполнения маршрутного задания;
  • обеспечить своевременный выход группы на маршрут;
  • обеспечить соблюдение контрольного срока;
  • по возвращении из маршрута доложить дежурному по базовому лагерю.

Старшие маршрутных групп должны твердо знать, что их главная задача — обеспечение безопасности участников группы.

В случае, если на маршруте возникнет ситуация, когда необходимость выполнения маршрутного задания вступает в противоречие с требованиями безопасности, выполнение задания должно быть прекращено до изменения ситуации в благоприятную сторону. Если этого не происходит, маршрут должен быть прекращен.

В экспедиции неплохо иметь журнал контроля выхода групп, где руководитель, дежурный по базовому лагерю, отмечает время выхода и прихода групп и конечную точку их маршрута. Наличие журнала контроля позволит, кроме всего, в случае составления отчета о деятельности экспедиции, сделать это более просто, так как такой журнал играет роль своеобразного дневника (а у руководителя экспедиции на ведение личного дневника может просто не оставаться времени).

Руководитель экспедиции должен учитывать вероятность нарушения контрольного срока в результате аварии в маршрутной группе и быть готовым к организации работ по оказанию ей помощи.

В поисково-спасательный отряд должно входить максимально возможное количество взрослых участников (один должен оставаться в лагере!) и экспедиционный врач (если таковой имеется). Из школьников следует отбирать самых выносливых и сильных физически. С собой необходимо брать максимально облегченные рюкзаки. Из снаряжения: полностью укомплектованную медицинскую аптечку, средства аварийной сигнализации (пиротехнику), портативную радиостанцию (если таковые в экспедиции имеются), средства отпугивания медведей, небольшое количество быстро приготовляемых продуктов, веревки, подручные средства для изготовления носилок, карту и компас, электрические фонари. Если часть маршрута пропавшей группы проходит по морскому побережью, где есть непроходимые прижимы, спасатели должны иметь надувную резиновую лодку.

Перед выходом участники отряда должны быть непременно накормлены!

Аварийное ориентирование

Цель данного инструктажа — помочь школьникам в случае потери ориентировки вернуться в базовый лагерь. Необходимо определить и показать участникам хорошо различимые аварийные ориентиры и указать направление от этих ориентиров на базовый лагерь. Следует напомнить, что часто при рассмотрении с разных точек местности такие ориентиры могут выглядеть по-разному.

В качестве аварийных ориентиров можно выбрать: гору характерной формы или цвета или покрытую отличной от других растительностью; отдельную скалу либо группу скал; отдельное большое дерево характерной формы; характерной формы или окраски (помните — окраска может со временем измениться!) хорошо заметные участки растительности.

Если базовый лагерь находится на берегу моря, ориентирами могут служить острова, характерные скальные мысы и прижимы. Не следует за ориентиры брать крупные камни в затопляемой приливом прибрежной зоне. Руководитель должен объяснить значение и преимущество линейных ориентиров (таких, как река и берег моря) перед точечными или площадными.

В базовом лагере неплохо установить достаточно высокую жердь (мачту) с хорошо видимым издалека сигналом (флагом). Кроме помощи в ориентировке, такой знак послужит своеобразной подмогой, в случае, если маршрутная (особенно походная) группа возвращается сильно уставшей и по плохой погоде — увидев за кромкой леса “родной” флаг, школьники воспрянут духом.

Есть вероятность, что у школьников возникнут трудности и с определением направления на кратковременный бивак во время многодневного похода (отошел чуть в сторону — и потерял ориентировку). Поэтому ребят надо приучить искать предварительно хорошо видимые ориентиры для возвращения назад в любом случае удаления от маршрутной группы — даже для совершения туалета.

Участки территории, запрещенные к посещению

К таким участкам относятся находящиеся в окрестностях базового лагеря места, посещение которых либо опасно, либо связано с необходимостью специальной предварительной подготовки. Это могут быть крутые скальные и осыпные склоны, болота и заросли стланика, где возможна встреча с медведем. Перечень запрещенных к посещению участков составляется, исходя из конкретной природной ситуации.

Правила поведения при встрече с медведем на маршруте

Все эти правила можно свести к трем основным:

  • 1. Никогда не подходить близко к медведю.
  • 2. Всегда предупреждать медведя о своем появлении.
  • 3. Никогда не убегать от медведя.

Во время маршрутов, проходят ли они по долине нерестовой реки, по морскому побережью или по горному плато, встреча с хищником весьма вероятна. Причем столкнуться с медведем может как группа в полном составе, так и отдельные ее участники — в одиночку.

В первую очередь школьники должны уяснить, что любопытство до добра не доводит. Если наблюдаются признаки присутствия поблизости медведя — свежий след (к примеру, на влажной почве не успевший наполниться водой), свежий помет; подозрительный треск и шорох в зарослях; любые звуки, похожие на рев медведя; беспричинный, на первый взгляд, крик кедровок в стороне от группы — нужно как можно быстрее покинуть потенциально опасное место. Недопустимо пытаться обнаружить медведя с целью его получше рассмотреть, что частенько приходит в голову школьникам: поведение зверя непредсказуемо.

Чрезвычайно опасная ситуация возникает, когда медведь внезапно обнаруживает людей поблизости от себя.

Медведь не любит неожиданностей!

Столкнувшись внезапно с человеком, медведь может перейти в атаку. Поэтому при движении группы по “медведеопасным” участкам необходимо создавать как можно больше шума: петь, громко разговаривать, свистеть, стучать посудой и пр. Обычно медведь не ищет встреч с человеком и как можно скорее уходит в сторону от группы.

Необходимо помнить, что, хотя медведь обладает хорошим слухом, в некоторых ситуациях он может не услышать людей. Обычно это происходит вблизи водопадов, порогов — то есть там, где текущая вода создает громкий шум. Дополнительная опасность может возникнуть при движении группы по узкой каменистой полосе между крутым береговым обрывом и текущей водой. В этом случае при внезапной встрече ни вправо, ни влево медведь свернуть не сможет, чтобы уйти от группы. Поэтому надо всегда помнить: нужно оставлять медведю простор для отходного маневра. Если для этого людям самим придется лезть на гору или в воду — это нужно сделать. Кстати, вода может помочь в спасении — медведь обычно не нападает на находящегося в реке человека.

На маршруте следует стараться применять те же пассивные способы защиты, что и в базовом лагере. Необходимо также помнить, что женскому составу экспедиции (что школьницам, что взрослым) в так называемые “критические дни” лучше на маршрут не выходить, оставаться в базовом лагере. Если такие дни наступили уже в походе, использованные предметы гигиены должны обязательно сжигаться на костре! В противном случае они послужат отличной приманкой для медведя.

При встрече с медведем на маршруте главное — постараться незаметно уйти. При этом двигаться нужно очень медленно и плавно: медведь плохо видит неподвижные и малоподвижные предметы. Уходить нужно так, чтобы ветер дул от медведя на человека, в противном случае медведь тут же вас обнаружит.

Если медведь заинтересовался человеком — бежать нельзя! Бегущий человек мгновенно превращается для медведя в добычу. Если медведь всерьез перешел в атаку, убежать от него невозможно! В коротком рывке его скорость доходит до 70 км/час.

Нередко в экспедиционной практике приходится делать заброски — заранее оставлять на предстоящем маршруте запас продуктов, чтобы уменьшить вес рюкзаков. При этом возникает опасность разграбления забросок медведем. Устройство лабаза для заброски проблематично, так как зачастую у экспедиционников, оставляющих заброску, просто мало времени. (В случае вертолетной заброски это могут быть вообще считанные минуты). Поэтому содержимое заброски надо упаковывать загодя.

Правила при оставлении заброски просты:

  • заброска не должна пахнуть;
  • заброска внешним видом не должна возбуждать любопытство зверя;
  • заброска должна находиться в месте, исключающем смыв ее водой или завал осыпью.

В геологических партиях был изобретен простой способ хранения заброски: продукты помещаются в пустую металлическую бочку, верх которой либо закрывается крышкой на болтах, либо “зашивается” вязальной проволокой. Однако для школьной экспедиции такой способ довольно трудоемок, а, главное, школьные заброски обычно куда более скромны по объему и весу.

Для того чтобы заброска не пахла, надо по возможности не помещать в нее пахучие продукты (вроде колбасы или какао-порошка) и специи — либо дополнительно упаковывать их в герметичные банки. Перед упаковкой заброски все консервы надо очистить от возможных пахнущих загрязнений (лучше всего банки просто вымыть, но не пахучим мылом). Затем содержимое пакуется в большой пластиковый мешок. Наилучшая тара для заброски — металлический ящик с крышкой. Такой ящик можно сделать в период подготовки; для упрощения на крышку можно не ставить ни петель, ни замков — крышка просто приматывается к ящику мягкой толстой проволокой. (Разумеется, у маршрутной группы должен быть соответствующий инструмент для снятия проволоки.)

Поскольку ящик мало похож на природный элемент, он неизбежно вызовет интерес медведя (даже при отсутствии запаха), поэтому его необходимо спрятать. Заброску можно поместить на большое дерево на высоту 3 метра — считается, что взрослые медведи утрачивают способность лазать по деревьям; правда, “невзрослый” медведь разорит заброску с не меньшим успехом.

На наш взгляд, ящик с заброской лучше всего закапывать либо засыпать камнями на осыпи. При этом не следует сооружать над заброской кургана — это привлекает внимание. Чтобы не потерять свою заброску, на дереве в стороне следует вывесить яркий знак (как можно выше). Если позволяет время, необходимо зарисовать либо сфотографировать место захоронения заброски. Место заброски нужно выбирать в стороне от медвежьих троп и мест наиболее вероятного появления медведя (берег нерестовой реки, ягодник и т.п.).

В районе заброски желательно не оставлять никаких следов присутствия человека.

Иногда советуют для отпугивания медведя поливать место вокруг заброски бензином, керосином, соляркой и другими вредными для окружающей среды жидкостями. Вряд ли это отпугнет современного медведя; скорее, для него такой запах будет сигналом.

Путешествующие по Алтаю туристские группы в 60-е годы стали сталкиваться с проблемой: медведи подчистую разоряли заброски. Тогда находчивые туристы стали поливать заброски бензином из примусов. Несколько лет все было спокойно. Затем медведи поняли, что заброска пахнет бензином только снаружи — и с энтузиазмом принялись за грабеж. В 80-е годы алтайские туристы отмечали, что местные медведи . . . ищут заброски по запаху бензина!

Некоторые полевики предлагают посыпать землю вокруг забросок толченым табаком; правда, неясно, как быть в дождливую погоду.

<<< Профилактика травматизма и заболеваний | Содержание | Обеспечение безопасности при работах на море >>>

 




Другие страницы раздела "Образовательные программы":



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016