Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

ПОЛЕВАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

<<< Прочие возможные опасности полевого периода | Содержание >>>

ПРИЛОЖЕНИЕ
к методической разработке
«Организация и проведение полевой школьной экспедиции»

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ — УЧАСТНИКОВ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

(Программа разработана начальником ТЭЭ, методистом ГМТЦ А.М.Панфиловым)

1. История Магаданской туристско-экологической экспедиции школьников.

Возникновение ТЭЭ в 1990 году на базе облСЮТур. Основная цель экспедиции ТЭЭ — экологизация сознания школьников методами туризма. Деятельность ТЭЭ как областной экспедиции. Школьники — участники первых экспедиций. Создание эмблемы ТЭЭ и ее значение. Озеро Джека Лондона и хребет Большой Анначаг — район работ ТЭЭ в 1990-91 и 95 гг.

Программа работ и результаты деятельности ТЭЭ-90-91 и -95.

Участие сборной команды ТЭЭ в Первом Всероссийском слете туристов-экологов в Москве.

Внесение в программу ТЭЭ элементов научных исследований. Научные и природоохранные организации Магадана и области — партнеры ТЭЭ.

Полуостров Кони — район работ ТЭЭ в 1992-94 гг. Программы работ и результаты деятельности экспедиции в 1992-94 гг.

Выступления участников ТЭЭ с докладами на научных конференциях школьников и студентов в г. Магадане.

Участие школьников ТЭЭ в международной научной конференции в Анкоридже (Аляска) в 1994 г.

Международные контакты ТЭЭ: участие в работе экспедиций школьников, учителей и специалистов-экологов из США. Поездки магаданских школьников — участников ТЭЭ — на Аляску для участия в полевой экологической практике в 1993-94 гг.

Традиции Магаданской туристско-экологической экспедиции школьников.

2. "Положение о Магаданской городской комплексной туристско-экологической экспедиции учащихся" — основной документ экспедиции.

Основные цели и задачи экспедиции. Определение комплексности ТЭЭ. Организация, проводящая ТЭЭ. Руководство экспедицией. Преподаватели экспедиции и руководители экспедиционных групп, их права и обязанности по организации быта, учебного процесса и безопасности полевых работ. Участники экспедиции. Порядок отбора кандидатов и членов ТЭЭ.

Права и обязанности участников ТЭЭ. Отчисление из состава ТЭЭ. Права начальника экспедиции в отношении участников экспедиции. Условия приема в ТЭЭ иногородних и иностранных участников.

3. Особенности долговременной автономной полевой экспедиции.

Длительная оторванность от привычной городской среды обитания. Отсутствие привычных услуг и комфорта. Сужение круга общения. Необходимость учитывать особенности характеров и поведения малознакомых людей. Отсутствие привычных развлечений. Отсутствие привычных средств связи. Ограниченные транспортные возможности. Монотонность питания. Неблагоприятные погодные условия. Значительные физические нагрузки. Наличие хищных и опасных животных. Наличие кровососущих насекомых. Необходимость жесткой дисциплины.

Понятие о адаптации и акклиматизации. Условия, способствующие адаптации школьников в полевой автономной экспедиции.

4. Правила поведения в дикой природе.

Правило передвижения в природном окружении: зависимость техники движения от конкретной природной обстановки. Правило бесшумного поведения. Правило обращения с лесными обитателями. Правило сбора “даров природы”. Правило пользования водоисточниками.

Правило организации туристского бивака. Правило сбора топлива. Правило обращения с огнем. Правило ликвидации мусора и отходов. Правило совершения туалета. Правило обращения с продуктами питания. Правило пользования автомобильным транспортом.

5. Организация полевого базового лагеря экспедиции.

Отличия долговременного базового экспедиционного лагеря от кратковременного туристского лагеря: проблема мусора и туалета, проблема хранения продуктов и защиты от диких животных, проблема топлива и питьевой воды.

Выбор места под базовый лагерь экспедиции: сухое ровное возвышенное место; наличие топлива и пресной воды; наличие места под костры, мусорные ямы, туалет; безопасное расстояние от реки и берега моря; отсутствие поблизости густых зарослей и звериных троп; защищенность от сильных ветров; безопасное расстояние от крутых склонов; отсутствие долговременной тени; относительная близость к месту экспедиционных работ; красивый вид на окрестности.

Порядок постановки лагеря: распределение обязанностей, сортировка экспедиционного груза, планировка лагеря, установка жилых палаток, установка палаток-складов снаряжения и продовольствия, организация кухни и мусорных ям, установка туалета, оборудование мест умывания и чистки рыбы.

Правила установки палаток: выбор ровного сухого места, размещение палатки относительно зарослей и вероятного направления ветра. Подготовка площадки под палатку.

Учет возможности прихода медведя при размещении палаток.

Защита палаток от дождя. Недопустимость окапывания палатки. Как крепить к палатке полиэтиленовый тент. Правила эксплуатации тентов.

Необходимость проветривания палаток.

6. Охрана природы при обустройстве базового лагеря экспедиции.

Планировка базового лагеря с учетом окружающего ландшафта.

Предварительный просмотр местности, определение наиболее “ранимых” участков и участков, которые должны быть полностью исключены из хозяйственной и иной деятельности при постановке лагеря.

Определение участков территории базового лагеря, которые будут подвергаться наибольшей рекреационной нагрузке. Учет необходимости сохранения растительности и почвы при размещении на местности различных участков лагеря (жилые палатки, кухня, места для игр и сборов и т.п.).

Разметка и обустройство тропинок для передвижения по лагерю.

Необходимость выбора в период подготовки экспедиции оборудования, не требующего специального оснащения в процессе эксплуатации в поле.

Использование природного и подручного материала при обустройстве лагеря. Использование природосберегающих приемов и материалов при устройстве лагеря. Минимальное использование металлического крепежного материала (гвозди, скобы, проволока и т.п).

Изготовление полевой “мебели” (столы, лавки, шкафчики и т.п.). Способы соединения деревянных деталей без гвоздей (на шипах, клиньях, соединения веревкой и лентами).

Использование камней для сооружения временных хозяйственных построек.

Снятие базового лагеря. Подготовка к снятию лагеря, распределение обязанностей. Разборка временных сооружений. Очистка территории лагеря.

7. Распорядок дня в базовом лагере экспедиции и правила поведения в базовом лагере.

Необходимость твердого распорядка дня. Зависимость успешности выполнения дневной программы ТЭЭ от раннего отбоя и раннего подъема. Знакомство с распорядком дня.

Необходимость дежурства в группах, порядок отбора дежурных. Составление графика дежурства.

Обязанности дежурных по соблюдению распорядка дня группой. Обязанности дежурных по заготовке топлива и дров. Обязанности дежурных по приготовлению пищи. Обязанности дежурных по уборке кухни и мытью посуды. Обязанности дежурных по сортировке мусора и упаковок.

Правила мытья посуды и умывания в полевом лагере. Правила стирки и организации бани.

Правила передвижения по территории лагеря. Необходимость поддержания чистоты на территории полевого лагеря.

Этика туриста. Как вести себя в многоместных палатках. Особенности поведения дежурных до общего подъема. Правила поведения после отбоя.

Сменный дежурный по лагерю экспедиции, его обязанности по обеспечению безопасности и соблюдению распорядка дня.

8. Учет, хранение и использование продуктов питания в экспедиции.

Завхоз экспедиции, его обязанности по организации закупки, упаковки, выдаче продуктов питания и хранению НЗ экспедиции. Маркировка упаковок с продуктами.

Завхозы групп и их обязанности по обеспечению питания групп и хранению продуктов групп.

Порядок получения продуктов в базовом лагере. Ведение расходного продуктового журнала группы.

Особенности хранения консервированных продуктов в металлических и стеклянных банках. Сроки хранения консервов и прочих продуктов питания. Особенности хранения овощей. Хранение круп, макаронных изделий и хлеба. Хранение сахара и конфет. Особенности хранения остро пахнущих пищевых продуктов. Хранение сливочного масла и сыра.

Проветривание и просушивание пищевых продуктов.

Ревизии продовольственных запасов группы.

Меню группы и выдача дневного рациона. Составление ежедневного меню.

Правила приема пиши.

9. Приготовление пищи на костре.

Подготовка дров и растопки к разжиганию костра. Хранение дров и растопки. Общие правила разведения костра.

Разведение костра в дождливую погоду. Разведение костра в ветреную погоду.

Установка котлов и ведер на таганках. Кипячение воды. Как правильно подкладывать дрова.

Регулировка температуры и интенсивности пламени костра.

Правила поведения у кухонного костра. Обязанности дежурного по поддержанию дисциплины и порядка на кухне во время приготовления пищи.

Одежда и обувь дежурного и кострового.

Порядок приготовления пищи. Как варить макаронные изделия. Как варить крупы. Как растворять сухое молоко. Как приготавливать пюре из сублимированных порошков. Как правильно варить рыбу. Приготовление пищи из консервов и концентратов.

Особенности применения специй.

Особенности применения сыпучих дозируемых продуктов (чай, соль, растворимый кофе и т.п.).

Потенциально опасные продукты питания (соленая рыба, консервы) и особенности их применения. Порядок сервировки стола.

Обязанности дежурных по сервировке стола и раздаче пищи.

Меры безопасности при использовании в пищу грибов и диких съедобных растений.

10. Техника безопасности при проведении бивачных работ.

Техника безопасности при заготовке дров. Правила переноса бревен и стволов деревьев. Весовые нагрузки, разрешенные для подростков. Особенности переноса бревна вдвоем.

Техника работы двуручной пилой: размещение и закрепление бревна, удерживание бревна, движения пильщика. Одежда и обувь пильщика.

Техника работы пилой-ножовкой. Безопасная переноска и хранение пил.

Как правильно валить сухие деревья.

Безопасность при работе с топором. Подготовка топора к работе: внешний осмотр и проверка надежности насадки топорища. Колка дров: размещение колоды и рубщика относительно окружающих. Стойка рубщика. Рубка дров: размещение дров относительно ног рубщика.

Безопасная переноска и хранение топора.

Правила поведения у костра. Обязанности каждого участника ТЭЭ по соблюдению норм противопожарной безопасности.

Техника безопасности при строительных работах в базовом лагере. Одежда и обувь "строителя".

Техника безопасности при работе с молотком.

Техника безопасности при земляных работах.

Профилактика нагноений и иных заболеваний при легких травмах.

11. Экспедиционное снаряжение.

Личное снаряжение. Спальные мешки, их типы и конструкции. Правила эксплуатации спального мешка и ухода за ним. Изолирующие коврики, их виды, назначение и применение. Рюкзаки; типы конструкций, сравнение преимущества и недостатки. Выбор рюкзака. Эксплуатация и уход за рюкзаком.

Одежда экспедиционника. Назначение, основные параметры. Выбор экспедиционной одежды. Уход за одеждой.

Обувь экспедиционника. Назначение. Выбор обуви в зависимости от условий работы. Придание обуви водоотталкивающих свойств.

Список личного снаряжения. Индивидуальная посуда, аптечка, ремонтный и аварийный наборы.

Групповое снаряжение. Палатки. Конструкции палаток. Эксплуатация палаток и уход за ними.

Веревки. Виды веревок, их назначение. Применение веревок в туристской и экспедиционной практике.

Скальное снаряжение. Страховочные системы и карабины.

12. Техника и тактика экспедиционного маршрута.

Правила передвижения по пересеченной местности. Техника движения по травяным, осыпным и скальным склонам. Понятие о страховке и самостраховке.

Особенности движения по курумнику (каменным россыпям).

Техника движения по лесу. Кедровый стланик, как основное препятствие.

Особенности ориентирования в лесу. Движение по тропе, по направлению, по азимуту.

Основы аварийного ориентирования.

Движение по болотистой местности. Виды болот, оценка их проходимости.

Переправы через горно-таежные реки. Оценка потенциальной опасности реки. Поиски и выбор места переправы. Техника и способы переправ через реки.

Особенности движения по морскому берегу и приливно-отливной зоне.

Тактика экспедиционного маршрута. Формирование группы, распределение обязанностей. Роль руководителя на стадии подготовки.

Группа в движении. Походный строй, интервал, темп и ритм движения. Обязанности направляющего и замыкающего. Выбор направления движения и выбор пути. Продолжительность перехода. Определение продолжительности дневного перехода.

Привалы. Виды и назначение привалов. Выбор места привала в зависимости от назначения.

Работа группы по обустройству привала.

Правила поведения на привале. Правила обращения с рюкзаками на привале. Основное правило при уходе с привала.

13. Техника безопасности на маршруте.

Факторы, влияющие на безопасность похода: объективные и субъективные.

Особенности рельефа, внезапные ухудшения погоды, стихийные бедствия, дикие животные и особенности растительного покрова района предстоящего похода.

Значение наличия туристского опыта, специальной теоретической и практической подготовки, физической подготовки, достоверных сведений о районе, картографического материала, специального снаряжения и продовольствия, медаптечки и аварийного набора как основы безопасности на маршруте.

Значение наличия конкретной цели похода.

Психологическое состояние группы.

Значение дисциплины на маршруте. Роль руководителя на маршруте и его обязанности по обеспечению безопасности похода.

Порядок действий в экстремальной ситуации на маршруте.

Разбор и анализ конкретных ситуаций в туристских походах и экспедиционных маршрутах.

14. Правила поведения при встрече с опасными животными.

Особенности распространения бурого медведя на территории Магаданской области и в районе предстоящей экспедиции. Особенности биологии и поведения бурого медведя.

Места наиболее вероятной встречи с медведем. Время года, время суток и состояние погоды, когда встреча с медведем наиболее вероятна.

Поведение медведя при встрече с человеком.

Факторы, способствующие привлечению медведя к жилищу человека.

Способы защиты экспедиционного лагеря от медведя: пассивные и активные.

Использование пиротехнических средств. Техника безопасности при использовании ракет и фальшфейеров.

Поддержание чистоты как один из способов защиты.

Как вести себя при встрече с медведем.

15. Способы защиты от кровососущих и ядовитых насекомых.

Виды летающих кровососущих насекомых Магаданской области. Влияние гнуса на физическое и психическое состояние человека. Механизм укуса комара и мошки, последствия их укуса. Аллергические явления. Привыкание к укусам. Что привлекает комаров к человеку.

Защита от гнуса. Соблюдение гигиенических норм как один из путей защиты от гнуса. Механическая защита: накомарники, сетка Павловского, одежда, окуривание.

Электронные средства защиты.

Средства отпугивания — репелленты. Химические средства отпугивания: дэта, редэт, рипудин, диметилфталат, аэрозольные средства. Преимущества и недостатки кремов, эмульсий, лосьонов и аэрозолей. Проверка репеллентов на отсутствие индивидуальной аллергической реакции.

Народные средства борьбы с гнусом: деготь, уксус, гвоздика.

Методы лечения укусов мошки и комаров. Применение подручных средств при лечении укуса.

Ядовитые насекомые области. Жук майка из семейства нарывников. Внешний вид, места распространения. Ядовитый фактор и последствия его воздействия. Лечение. Меры предосторожности в походе и при проведении научных наблюдений.

Осы. Особенности поведения. Механизм “ужаления”. Лечение укуса. Меры предосторожности.

Иксодовые клещи. Особенности распространения. Время года и суток, когда клещи наиболее активны. Клещевой энцефалит. Симптомы заболевания. Способы извлечения клещей из кожи человека. Защита от клещей. Вакцинация. Необходимость постоянного само — и взаимоосмотра. Меры предосторожности при работе в местах распространения клещей.

16. Соблюдение норм санитарии и гигиены в полевой экспедиции.

Необходимость постоянного контроля за самочувствием в полевой экспедиции. Самоконтроль и взаимоконтроль. Утренний и вечерний туалет. Уход за ногами в полевых условиях. Уход за кожей лица. Уход за зубами в полевых условиях.

Профилактика пищевых отравлений и желудочно-кишечных расстройств.

Правила отдыха в палатках.

Характерные для экспедиционных условий заболевания и травмы, их лечение и профилактика.

Нормы поднятия тяжестей для подростков.

Личная индивидуальная аптечка.

17. Правила противопожарной безопасности.

Причины возникновения лесных пожаров. "Естественные причины": сухие грозы, трение, извержения вулканов и истечение раскаленных газов при землетрясениях.

"Искусственные причины": курение в лесу, непотушенные и неправильно оборудованные костры, стрельба из ружей, искры от транспорта и техники, заполненные водой стеклянные емкости, поджоги.

Выбор безопасного места для костра. Где нельзя разводить костры. Где можно разводить костры.

Порядок устройства безопасного кострища.

Виды лесных пожаров: верховой, низовой и их характеристики. Порядок действий при обнаружении очага возгорания в лесу. Как уходить от лесного пожара.

18. Техника безопасности в пути следования к месту проведения полевой экспедиции и обратно.

Правила погрузки экспедиционного имущества на судно.

Размещение груза на судне и безопасность передвижения по палубе.

Порядок посадки участников экспедиции на судно. Экипаж судна и его обязанности в отношении пассажиров. Обязанности пассажиров по соблюдению правил поведения на судне.

Запрещенные к посещению пассажирами участки судна. Рекомендуемые для размещения и прогулок пассажиров участки судна.

Спасательные средства судна (спасательные плоты, спасательные жилеты и круги), места их размещения, порядок приведения в рабочее положение и правила использования. Сигнал "Человек за бортом!" и порядок действий по нему.

Размещение и правила поведения пассажиров во время движения судна. Обязанности взрослых участников экспедиции по обеспечению безопасности школьников. Обязанности участников экспедиции по постоянному взаимоконтролю в период нахождения на борту судна.

Как бороться с морской болезнью.

Как вести себя в случае падения в воду и при аварийном оставлении судна.

Техника безопасности при высадке на необорудованный берег.

Порядок высадки пассажиров и выгрузки грузов. Правила поведения в лодке (шлюпке).

Техника безопасности при погрузке на судно с необорудованного берега.

Правила поведения в моторной лодке при движении по морю и реке.

Использование вертолета для перевозки школьников. Нормы нагрузки (человековместимость и грузоподъемность) для вертолета Ми-8. Грузы, запрещенные к перевозке одновременно со школьниками. Как подходить к вертолету. Опасные для человека зоны вокруг вертолета. Размещение пассажиров в вертолете и правила поведения во время полета. Обязанности экипажа вертолета по отношению к пассажирам. Обязанности взрослых участников экспедиции по обеспечению безопасности школьников.

Техника безопасности при перевозке участников экспедиции автотранспортом. Порядок размещения участников в автобусе (“вахтовке”). Правила поведения пассажиров в период движения автотранспорта. Запрет на прием пищи при движению по дорогам с плохим состоянием дорожного полотна. Запрещенные к перевозке школьников виды автотранспорта.

19. Знакомство с районом проведения предстоящей экспедиции.

Географическое положение района экспедиционных работ. Путь заезда и его продолжительность; способ заброски личного состава.

Рельеф района работ; гидросеть. Интересные природные объекты.

Климат района. Растительность и животный мир района. Возможные опасности, связанные с районом.

Краткие сведения о истории освоения района.

Практическая работа с картами района предстоящей экспедиции.

<<< Прочие возможные опасности полевого периода | Содержание >>>

 




Другие страницы раздела "Образовательные программы":



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016