Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Работа выполнена во время прохождения полевого учебного практикума на биостанции "Экосистема".

Реферат для итоговой аттестации по предмету экология в 9 классе:

Сравнение физико-химических показателей водоёмов
окрестностей биостанции "Экосистема"

Авторы: Горшков Александр, Козей Артём
(ученики 9 класса Центра образования №1678, Восточное Дегунино, г.Москва

2004 г.

Введение

Гидросфера — это водная оболочка Земли. К ней относят: поверхностные и подземные воды, прямо или косвенно обеспечивающие жизнедеятельность живых организмов, а также вода, выпадающая в виде осадков.

Вода занимает преобладающую часть биосферы. Из 510 млн. км2 общей площади земной поверхности на Мировой океан приходится 361 млн. км2 (71%). Океан — главный приемник и аккумулятор солнечной энергии, поскольку вода обладает высокой теплопроводностью.

Основными физическими свойствами водной среды являются ее плотность (в 800 раз выше плотности воздуха) и вязкость (выше воздушной в 55 раз). Кроме того, вода характеризуется подвижностью в пространстве, что способствует поддержанию относительной гомогенности физических и химических характеристик.

Водные объекты характеризуются температурной стратификацией, т.е. изменением температуры воды по глубине. Температурный режим имеет существенные суточные, сезонные, годовые колебания, но в целом динамика колебаний температуры воды меньше, чем воздуха. Световой режим воды под поверхностью определяется ее прозрачностью (мутностью).

От этих свойств зависит фотосинтез бактерий, фитопланктона, высших растений, а следовательно, и накопление органического вещества, которое возможно лишь в пределах эвфонической зоны, т.е. в том слое, где процессы синтеза преобладают над процессами дыхания.

Мутность и прозрачность зависят от содержания в воде взвешенных веществ органического и минерального происхождения.

Из наиболее значимых для живых организмов абиотических факторов в водных объектах следует отметить соленость воды — содержание в ней растворенных карбонатов, сульфатов, хлоридов. В пресных водах их мало, причем преобладают карбонаты (до 80%). В океанической воде преобладают хлориды и отчасти сульфаты. В морской воде растворены практически все элементы периодической системы, включая металлы.

Другая характеристика химических свойств воды связана с присутствием в ней растворенного кислорода и диоксида углерода. Особенно важен кислород, идущий на дыхание водных организмов.

В государственной системе мониторинга окружающей среды контроль качества природной и питьевой воды проводится более чем по 50-ти показателям. При выполнении своей исследовательской работы мы остановимся на наиболее простых физико-химических параметрах, которые позволяют сделать предварительный вывод о качестве воды и охарактеризовать чистоту водоёма

Жизнедеятельность и распространение организмов в воде зависят от концентрации ионов водорода (рН). Все обитатели воды — гидробионты приспособились к определенному уровню рН: одни предпочитают кислую, другие — щелочную, третьи — нейтральную среду. Изменение этих характеристик, прежде всего в результате промышленного воздействия, ведет к гибели гидробионтов или к замещению одних видов другими.

Изменения в видовой структуре биоценозов коррелирует с уровнем загрязнения воды. Высокая стенобионтность (требовательность к условиям существования) ряда видов, формирование сложных многокомпонентных систем, приуроченность к определённым субстратам, относительная малоподвижность позволяют использовать зообентос для регистрации антропогенного воздействия на водные экосистемы (исследование экологического состояния водоемов отражено в исследовательской работе Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации).

О месте проведения работ

Научно-исследовательская работа по выбранной теме проходила в марте 2004 во время очередной нашей полевой практики на базе Московского полевого учебного Центра Ассоциации «Экосистема». "Экосистема" — это некоммерческая общественная организация, занимающаяся экологическим образованием школьников в масштабах Москвы, России и СНГ.

Учебный Центр расположен в ближайших окрестностях Москвы. Здесь преобладают старые хвойные и смешанные леса, есть болото, озеро и протекает река Клязьма. Основным принципом работы «Экосистемы» является «полевое» образование, т.е. ознакомление с природой и её изучение в природной обстановке. Зона санитарной охраны, в которой находится Центр, определяет режим максимальной заповедности окружающей территории, на которой не только богатое разнообразие растительности, но и обитают зайцы, белки, лисы, куницы, ласки и множество птиц.

Методика определения физико-химических показателей

Для определения брались пробы в верхнем течении реки Клязьма, в ручье Канальный, вытекающем из Акуловского гидротехнического узла, который поставляет питьевую воду в Москву, а также из ручья Овражий протекающего непосредственно по дну старой балки, заросшей черноольховым лесом:

Ручей Овражий в районе взятия проб
Ручей Овражий в районе взятия проб

О Клязьме

Река Клязьма — одна из наиболее привлекательных рек Подмосковья, несмотря на то, что берега ее довольно плотно заселены, а воды еще не успели окончательно оправиться от сбрасывавшихся в нее ранее в большом количестве промышленных стоков. Пляжи и густые прибрежные дубравы, удобство сообщения, близость к Москве делают ее берега одним из излюбленных мест отдыха. Левый берег Клязьмы, как правило, высокий, холмистый, здесь лесов меньше; правый берег почти сплошь покрыт дубово-сосновыми лесами и на рассматриваемом участке малонаселен (Клязьма представляет собой естественную северную границу огромного лесного массива низменной Мещеры).

Река Клязьма в районе взятия проб
Река Клязьма в районе взятия проб

Определение физических свойств воды

Для каждого водоема мы проводили три различных измерения:

  • 1. Определение прозрачности:
    • ставим стеклянную цилиндирическую колбу на печатный шрифт стандартного размера (3,5 мм),
    • наливаем в колбу исследуемую воду,
    • смотря сверху наблюдаем читаемость текста,
    • засекаем момент, когда текст перестанет быть читаемым,
    • измеряем высоту водяного столба в колбе.
  • 2. Определение температуры:
    • опускаем термометр в водоём,
    • после 10-ти секундной выдержки определяем температуру.
  • 3. Определение цвета:
    • наливаем исследуемую воду в стеклянную колбу,
    • держим колбу с водой на фоне белого листа бумаги,
    • сравниваем цвет воды с листом белой бумаги.

Определение химических свойств воды

Для каждого водоема мы проводили десять различных измерений  (в работе были использованы реагенты стандартного набора «Aquamerck»):

  • 1. Определение кислотности (pH):
    • опускаем в исследуемую воду индикаторную полоску,
    • кладём индикаторную полоску на лист белой бумаги и сравниваем с эталонной шкалой pH.
  • 2. Определение нитратов (NO3):
    • наливаем 5 мл. исследуемой воды в стаканчик,
    • добавляем сухой реагент «нитрат тест»,
    • сравниваем полученный цвет со шкалой цветности.
  • 3. Определение нитритов (NO2):
    • наливаем 5 мл. исследуемой воды в стаканчик,
    • добавляем сухой реагент «нитрит тест»,
    • сравниваем полученный цвет со шкалой цветности.
  • 4. Определение солей аммония:
    • наливаем 5 мл. исследуемой воды в стаканчик,
    • добавляем 10 капель реагента №1,
    • после 5-ти минутной выдержки добавляем 6 капель реагента №3.
  • 5. Определение ионов цинка:
    • добавляем в исследуемую воду гидрооксид натрия (NaOH),
    • в результате химической реакции выпадает осадок белого цвета.
  • 6. Определение ионов ртути:
    • добавляем в исследуемую воду гидрооксида калия (KOH),
    • при наличии ртути выпадает осадок белого цвета.
  • 7. Определение ионов двухвалентного железа (Fe2):
    • при добавлении в исследуемую воду (KCNS),
    • при наличии Fe2 происходит посинение воды.
  • 8. Ионы трёхвалентного железа (Fe3):
    • при добавлении в исследуемую воду K4[Fe(CH)6] при наличии происходит посинения воды.
  • 9. Определение жёсткости:
    • в мыльный раствор добавляем исследуемую воду,
    • При жёсткости воды выпадает осадок белого цвета.
  • 10. Определение анионов кислотных осадков:
    • смешиваем исследуемую воду с 30% раствором уксусной кислоты (CH4COOH),
    • по выпадению осадка судим о наличии кислотных осадков.

Результаты наших измерений приведены в таблице 3.

Табл. 3. Физико-химические показатели изученных водоемов

Показатель

Река Клязьма Ручей Канальный Ручей Овражий
Прозрачность Более 35 см. 15 см. Более 40 см.
Температура °C 4,5°C 3,3°C 4,2°C
Цвет Сероватый Серовато-жёлтый Светло-жёлтый
Кислотность (pH) 7.0 7 .2 7.2
Нитраты (NO3) 3мг/л 5 мг/л 2 мг/л
Нитриты (NO2) 0,05 мг/л 0,02 мг/л 0,03 мг/л
Жёсткость Средней жёсткости Средней жёсткости Средней жёсткости
Анионы кислотных осадков - - -
Ионы цинка Незначительно Выпадает слабый осадок Выпадает осадок
Ионы железа (Fe2+) - - -
Ионы железа (Fe3+) - - -
Ионы ртути - - -
Соли аммония 0,30 мг/л 0,2 мг/л 0,2 мг/л

Результаты работы показали, что температура воды зимой в крупных водоёмах близка к 4,5°C; в более мелком и быстром ручье Овражьем равна 4,2°C, а в ручье Канальном 3,3°C.

Нейтральная кислотность равная 7,0-7,5 была зафиксирована во всех водоёмах. Данная кислотная среда, близкая к нейтральной, благоприятна для жизни и развития большинства организмов.

Наибольшая прозрачность воды наблюдалась в ручье Овражьем (вода серовато-жёлтого цвета). Объясняется это, по-видимому, лучшей фильтрацией через грунт, что указывает на цветность воды.

В отношении нитратов можно сказать, что нитраты встречаются почти во всех видах вод. Большое количество нитратов указывает на загрязнение в прошлом фекальными водами. По содержанию нитратов можно судить о процессе нитрификации отходов. Источником нитритов могут быть нарушения при использовании минеральных удобрений.

Отсутствие ионов железа и ртути указывает на то что на данной территории нет промышленных загрязнений.

Вывод

Проведено предварительное обследование реки Клязьмы и двух впадающих в нее ручьёв, включающие в себя описание физико-химических характеристик водоёмов. На основе полученных результатов дана краткая характеристика и предварительная оценка экологического состояния водоёмов. По проведенной нами работе ясно, что в марте 2004 года река Клязьма отличалась худшим качеством воды.

По-видимому, это связано с тем, что ручей Канальный и река Клязьма проходят вдоль сельскохозяйственных угодий и дачных посёлков. Вода, по мере продвижения по руслу, загрязняется стоками с полей, огородов и бытовыми стоками. Ручей же Овражий берёт начало в лесу и проходит по дну балки, минуя антропогенные зоны. Самый чистый и по физико-химической и биологической оценке является ручей Овражий.

Проведённая работа показала, что метод оценки физико-химических показателей, наряду с оценкой экологического состояния способом биоиндикации, может быть использован для оценки качеств воды. Два этих простейших метода дополняют друг друга.

Список литературы

  • Буйволов Ю. А. Физико-химические методы изучения качества природных вод. – М.: Экосистема, 1997. – 17 с.
  • Воробьёв Г.А. Исследуем малые реки. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 1997. - 116 с.
  • Ганьшина Л.А., Горидченко Т.П. Методика оценки экологического состояния водоёмов по организмам зообентоса. – М.; ЦСЮН, 1994. – 37 с.
  • Изучаем водоёмы: как исследовать озёра и пруды (под ред. Л.А .Коробейниковой, Г.А. Воробьёва). Вологда: ВГПИ, изд-во «Русь», 1994. – 148 с.
  • Котов А.А., Боголюбов А.С. Методы исследований пресноводного зоопланктона. – М.: Экосистема, 1997. –14 с.
  • Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек (сост. А.С. Боголюбов). – М.: Экосистема, 1996. 21 с.
  • Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер (сост. А.С. Боголюбов). – М.: Экосистема, 1996. 21 с.
  • Методика изучения перифитона и оценка сапробности водоёмов (сост. А.С. Боголюбов). – М.: Экосистема, 1997. 17 с.
  • Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоёмов (сост. А.С. Боголюбов). – М.: Экосистема, 1997. 17 с.
  • Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии, часть 2 (под ред. Л.А. Коробейниковой). Вологда: изд-во «Русь», 19956. – 102 с.

Работа выполнена во время прохождения полевого учебного практикума на биостанции "Экосистема".


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты




Наши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по водной и околоводной флоре и фауне России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Рыбы России, Амфибии средней полосы России и Рептилии Северной Евразии,
полевые определители для смартфонов и планшетов: ЭкоГид: Рыбы, ЭкоГид: Амфибии и ЭкоГид: Рептилии (их можно купить в магазине Play Google),
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы, Обитатели водоемов и Растения пресных вод,
цветные ламинированные определительные таблицы: Водоросли, Цветы водоемов и болот, Водные беспозвоночные, Пресноводные и проходные рыбы и Амфибии и рептилии,
цветной определитель-раскладушка Травянистые растения водоёмов и болот,
определитель серии "Энциклопедия природы России": Насекомые.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016