Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ЛУГОВЫЕ СУКЦЕССИИ

© Сибатров Илья, 2002

Научный руководитель Глушенкова Н.А.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®

Введение

Под сукцессиями понимают последовательную смену во времени одних биоценозов другими. Сукцессия может носить локальный характер (например, смена видовой структуры животных в гниющем пне или поваленном дереве) или охватывающем экосистему в целом.

Разрушающее действие на экосистемы могут оказывать вторгшиеся в них организмы с сильными средообразующими свойствами или мощные абиотические факторы (пожар, затопление, бурелом и пр.). Существенная роль в разрушении и деградации природных экосистем принадлежит человеку (раскорчевывание леса, распашка земель, осушение болот, перевыпас скота на естественных лугах).

Сукцессии происходят до тех пор, пока не образуется относительно устойчивая экологическая системы. Биоценозы, сменяющие друг друга в ходе сукцессии, называют сериями.

Сукцессии бывают первичные или вторичные. Первичные сукцессии начинаются на местах, которые ранее не были засеяны живыми организмами (скальные обнажения, сыпучие пески и пр.).

Вторичные сукцессии возникают на местах, богатых органическими веществами, накопленными организмами предшествующих разрушенных экосистем. Они протекают быстрее, чем первичные. Примером вторичной сукцессии является зарастающий сосняком суходольный луг.

Если степные экосистемы сформировались климатом и дикими копытными, то луга — это результат хозяйственной деятельности человека. За небольшим исключением, все луговые сообщества возникают только тогда, когда вырубают лес и затем регулярно выкашивают травостой или пасут скот на лугу. Если использование прекращается, то луг может снова зарасти лесом. Чаще всего луга расположены на лесных полянах или, если луговой массив большой, среди него бывают группы кустарников и деревьев, которые могут своими семенами быстро заместить луг и лес.

Цель работы:

1. Определить тип сукцессионного процесса;

2. Вычислить основную стадию лесообразовательного процесса.

Задачи:

1. Изучить видовой состав растительности суходольного луга;

2. Определить скорость зарастания;

3. Определить порядок заселения деревьев по возрасту;

4. Изучить состав экосистем, окружающих луг.

Методика

Для работы закладывалась пробная площадка 100х100 м (см. схему). На ней подсчитывалось количество древесных пород по двум направлениям: со стороны озера и со стороны леса.

Учитывался количественный и качественный состав древесных пород зарастающего луга.

Также проводилось изучение состава древесных пород лесной экосистемы, окружающей луг и прибрежные зоны оз. Чанграш..

На юге и юго-востоке расположен лес.

  • 1 ярус — дуб черешчатый, сосна европейская (возраст — 25-27 лет), тополь дрожащий;
  • 2 ярус — вяз обыкновенный, черемуха;
  • 3 ярус — лещина (орешник), бересклет, шиповник;

Состав древесных растений прибрежной зоны оз. Чанграш: дуб черешчатый, ольха, вяз, тополь дрожащий, ива козья, яблоня дикая, ежевика, смородина дикая, шиповник собачий.

Результаты работы

На площадке 100х100 м мы заложили 10 площадок 10х100 м. Через каждые 10 м считали количество деревьев. При учете со стороны леса нами получены такие данные.

На I площадке растут 8 сосен в среднем от 7 лет. На II площадке — 7 сосен. На III площадке — 24 сосны и 1 ива. На IV площадке — 86 сосен, 8 ив, 2 березы. На V площадке — 61 сосна, 6 ольхи, 39 ив, 5 берез. На VI площадке — 58 сосен, 3 березы, 56 ив, 1 шиповник, 10 ольхи. На VII — 22 сосны, 28 ольхи, 10 берез. На VIII площадке — 91 ива, 3 березы, 13 сосен, 1 шиповник. На IX площадке72 ивы, 6 ольхи, 3 березы, 16 сосен. На X площадке 5 шиповников, 3 березы, 8 сосен, 50 ив. Общее количество всех деревьев на этой площадке: 305 сосен, 317 ив, 38 берез, 50 ольхи, 7 шиповников.

От озера мы тоже закладывали 10 площадок 10х100 м для того, чтобы определить плотность заселения луга древесными породами. На I площадке — 19 сосен, 43 ивы, 4 березы. На II площадке — 10 сосен, 52 ивы, 2 березы. На III площадке — 13 сосен, 64 ивы, 5 берез. На IV площадке — 8 сосен, 85 ив, 4 березы. На V площадке — 9 сосен, 26 ив, 6 ольхи, 6 берез. На VI площадке — 22 сосны, 28 ольхи. На VII площадке — 40 сосен, 46 ив, 6 ольхи. На IX площадке — 53 сосны, 4 ивы, 1 шиповник, 2 ольхи. На IX площадке — 5 берез, 30 сосен, 5 ив, 1 ольха. На X площадке — 85 сосен, 4 ивы, 4 ольхи, 10 берез, 5 шиповников. Всего количество видов на площадке: 298 сосен, 329 ив, 36 берез, 47 ольхи, 6 шиповников.

В ходе изучения сукцессионного процесса мы определили виды произрастающей травянистой растительности в данном биотопе: хвощ полевой, смолка обыкновенная, вероника дубравная, козелец пурпурный, жерушник болотный, лютик едкий, жимолость, подмаренник настоящий, нивяник обыкновенный, подмаренник мягкий, колокольчик раскидистый, вьюнок полевой, черноголовка обыкновенная, гулявник высокий, вероника длиннолистая.

Ива козья — Salix capria, Ольха серая — Alnus incana, Роза иглистая или шиповник — Rosa aciculapis, Береза повислая или бородавчатая — Betula pendula.

Выводы

В нашей местности в основном преобладают западные ветра как показывает роза ветров.

По нашим предположениям в феврале-марте месяцах при высыхании семян сосны в данной местности преобладали юго-восточные ветра. Плодоносящие сосны (генеративные) расположены на юго-востоке от луга. В то же время плотность семян ближе к лесу. Получается, что противоположными ветрами семена сосен сдувало по насту обратно.

Часто встречаются кусты ивы и реже ольхи. Плодоносящие ива и ольха растут на юго-западной стороне луга. Их семена созревают в июне месяце. Мы предполагаем, что в этот период идет преобладание юго-западных ветров.

Спелые березы расположены на восточной стороне. Семена ее созревают в конце июля — начале августа. Эти семена могли попасть с восточными ветрами. Берез на нашей исследуемой площадке по сравнению с остальными древесными растениями намного меньше. Из этого можно сделать предположение, что восточные ветра редки в данной местности.

Максимальный возраст сосен 9 лет, значит зарастание луга началось примерно 9 лет назад. Дальше идут 7,5,3-х летние сосны. Максимальный возраст берез 8 лет, ивы — 4 года.

Самое дальнее расстояние, на которое могут перенестись семена сосны — 120 м, самое близкое — 10 м. Через 30-50 лет кроны сосен сомкнуться, изменится гидротермический режим почвы, появляются условия для поселения под пологом лиственных пород травяных растений. К этому времени лиственные породы в результате старения замедлят рост, сосна выходит в 1 ярус. (В результате, на месте бывшего луга появится чистый сосняк). На этой стадии сукцессии сообщество приходит в динамическое равновесие с окружающей средой. Такое сообщество называется климактерическим и часто рассматривается как завершающий этап сукцессионных серий, но и в нем постоянно происходят локальные сукцессий, не меняющие облик экосистемы в целом.

Список литературы

1. Экологическая азбука школьника. Б.М.Миркин, А.Г.Наумова, Ф.М.Хапов.

2. Экологический практикум. З.Н.Плечева, Р.К.Репина.

3. Определитель Высших растений Чувашии. З.М.Куданова.

4. Школьный атлас определитель Высших растений. В.С.Новиков, И.Н.Губанов.



Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и травянистым растениям:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Травянистые растения (Дикорастущие цветы)",
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Цветы" (его можно купить в магазине Play Google),
карманные полевые определители: Лекарственные растения и Растения пресных вод,
цветные ламинированные определительные таблицы: первоцветы, цветы лесов, цветы лугов и цветы водоемов,
цветные определители-"раскладушки" издательства "Вентана-Граф": первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоёмов,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Пищевые растения.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016