Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Краснокнижные растения Чувашской Республики в окрестностях биостанции

© Федотова Алена, Новочебоксарск, 2007

Научный руководитель Комаричева Е.В.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®
(Биостанция, оз. М. Лебединое, Чувашия, 2007 г.)

 

Введение

Охрана растительного мира — одна из важнейших задач, в решении которой могут принять участие школьники и юные натуралисты.

Одной из форм охраны растительного мира является охрана растений, которые занесены в красную книгу или если им угрожает опасность исчезновения. Наиболее часто исчезновение видов или уменьшение их численности наблюдается в результате ухудшения условий существования, что связано с осушением болот, вырубкой лесов, выпасом скота, а так же с возрастающей рекреационной нагрузкой.

Красная книга Чувашской Республики — официальный юридический документ. Она учреждена постановлением Совета Министров Чувашской Республики, списки растений и грибов, официально зарегистрированы в министерстве ЧР(1) юстиции.

Для уточнения местонахождения редких растений и животных нужны добровольные помощники, которых необходимо снабдить методическими разработками, знаниями, соответствующей литературой. В то же время они не должны иметь права для сбора и уничтожения в природе таких видов растений и животных.

Я решила внести свой вклад в тему охраны растений и поэтому выбрала данную тему для своей работы.

Цель работы:

Выявить места обитания охраняемых растений, которые находятся в различных биотопах.

Задачи:

  • 1. Определить, какие редкие растения встречаются вдоль дорог.
  • 2. Относительная встречаемость охраняемых растений.
  • 3. Приурочное развитие видов к определённой ассоциации.
  • 4. Составить карты — схемы.
  • 5. Выявить, стоит ли включать грушанку круглолистную в Красную книгу Чувашской Республики.

Место и время исследований

Работа проводилась в летний полевой сезон 2007 года с 25 июня по 8 июля в рамках детского экологического полевого лагеря «Школа дикой природы» в Заволжской части Чебоксарского лесхоза чувашской Республики. В районе биостанции подробно исследовались обочины дорог, ведущие от биостанции к озёрам Безымянное, Большое Лебединое и к кордону ХБК. Дорога от биостанции к озеру Безымянное пролегает через смешанный сосново-разнотравный лес; к кордону ХБК через сосново-черничный лес к озеру Изъяр через сосново-брусничный лес.

Методика

Согласно Красной книге был составлен список тех растений, которые могут встречаться на данной территории. Затем был выбран вид краснокнижного растения и проводился поиск этого растения методом внимательного визуального осмотра исследуемых участков. Определение найденного растения производилось на месте, так как сбор охраняемых растений запрещён даже для научных целей. Тут же в полевой дневник записывались данные о фенологическом состоянии найденного растения, оценивалось общее его состояние.

Для составления отчётной карты мы вели съёмку в крупном масштабе, а затем сводили свои материалы на более мелкомасштабную карту.

Картируемый участок выделяли в виде правильного четырёхугольника. Одну из его длинных сторон принимали за базисную линию, промеривали мерной лентой и через 10 метров на ней устанавливали колышки. От каждого колышка через участок проводили под прямым углом линию, также разбиваемую на отрезки 10 метров.

На сводных мелкомасштабных картах применяли раскраску и значки, близкие к принятым на издаваемых Ботаническим институтом АН СССР мелкомасштабных картах растительности СССР, дополняя и расширяя их по мере надобности.

Для крупномасштабных карт и планов нет общепринятой ботанической школы цветов и значков, но имеется ряд знаков, принятых на топографических картах.

При наиболее детальных и крупномасштабных съёмках на черновых набросках мы применяли различную штриховку цветными карандашами, а затем уже переводили её на принятые условные знаки; однако здесь, для облегчения последующей дешифровки и сводки, следует применять во всех случаях одинаковую для определённых выделов расцветку и разметку штриховкой. Следует обязательно записывать на каждом сроке значение принятых на нём условных знаков, не полагаться на память: впоследствии это значение часто забывается или смешивается с более или менее сходными по содержанию, что приводит к немалым ошибкам. Для практических целей иногда целесообразно наносить растительный покров, взяв за основу контуры почвенной карты. В этом случае контуры закрашиваются в цвета, принятые для обозначения разностей почв, а растительные ассоциации в пределах контуров обозначаются условными значками или штрихами.

Категории статуса видов заимствованы из Красной книги международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) с некоторыми дополнениями.

Степень участия отдельных видов в травостое определяется методами учёта их относительного обилия. Наибольшее распространение получила школа Друде, относящаяся к категории количественных школ, в которых различные степени обилия обозначены баллами:

  • cop 3 — очень обильно,
  • cop 2 — обильно,
  • cop 1 — довольно обильно,
  • sp — рассеяно,
  • sol — единично.

Результаты и обсуждение

Работа проводилась в два этапа.

На первом этапе работы мы выписали все растения из Красной книги, которые есть на территории Заволжья. Их получилось 26 видов. В результате исследований было найдено и определено 18 видов редких охраняемых растений, обитающих в разных биотопах.

Растения, которые мы нашли, отнесены к трём категориям статуса видов.

  • 1 категория — виды, находящиеся под угрозой исчезновения.
  • 2 категория — уязвимые виды.
  • 3 категория — редкие виды.

На втором этапе мы исследовали краснокнижные растения путём пикетной съёмки. Мы делали площадки 10х10 метров и исследовали все растущие вокруг краснокнижные растения и ярусы: древесный, кустарниковый, травянистый и напочвенный, в пределах этой площадки вдоль дорог, различных по строению леса.

Для определения точного нахождения наиболее редких растений, мы считали шаги от найденных растений до развилки возле лагеря. После окончания полевой съёмки на основе полученных данных составлялись таблицы, карты-схемы исследуемых участков с указанием расположения найденных растений, а так же были выполнены рисунки этих растений.

Нами была дополнительно исследована грушанка круглолистная, так как это растение включено в список редких и уязвимых таксонов, не включенных в книгу Республики Татарстан, но нуждающихся на территории республики в постоянном контроле и наблюдении (Красная книга республики Татарстан). И мы решили рассмотреть, стоит включать этот вид растения в Красную книгу Чувашской Республики.

Для выполнения этой задачи мы закладывали площадки на местах произрастания грушанки круглолистной вдоль дорог.

По нашей карте-схеме видно, что грушанка круглолистная прорастает по дороге от биостанции к вырубке бывшего кордона лесника.

Выводы

1. В результате нашей работы было обнаружено 18 видов краснокнижных растений, из них 11 видов 3-ей категории, 6 видов 2-ой категории, 1 вид 1-й категории; в том числе вдоль дорог встречаются: Прострел Раскрытый, Плаун Булавовидный, Любка Двулистная, Баранец Обыкновенный, Зимолюбка Зонтичная, Пыльцеголовник Красный, Синюха Голубая, Пальчатокоренник Пятнистый, Плаун Годичный.

2. Вдоль дороги от биостанции до вырубки бывшего кордона лесника встречаемость Прострела Раскрытого — единично; по дороге в сторону кордона ХБК — рассеянно; а по дороге в сторону озера Безымянное, встречаемость Прострела Раскрытого довольно обильно.

3. Прострел Раскрытый произрастает в основном в сосняке-черничнике с примесью берёзы, осины и ели.

4. Составили карту-схему расположения Прострела Раскрытого.

5. Я считаю, что в Красной книге ЧР стоит составить список растений, нуждающихся в постоянном контроле и наблюдении, и включить в этот список Грушанку Круглолистную.



Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом (все их можно купить в магазине Play Google),
карманные полевые определители: Лекарственные растения и Растения пресных вод,
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом,
цветные определители-раскладушки издательства "Вентана-Граф": первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоёмов, деревья зимой, кустарники зимой, деревья летом, кустарники летом,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Пищевые растения.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016