Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Большое Лебединое

© Шеверталов Роман (10 класс), Новочебоксарск, 2005

Научный руководитель Скворцова Т.Ю.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®
(Биостанция, оз. М. Лебединое, Чувашия, 2004 г.)

 

Введение

Исследовательская работа проводилась с 5 по 19 июля 2004 года на озере Большое Лебединое, Чувашского Заволжья, Чебоксарского района, Сосновского лесничества. Актуальность работы — подобная работа в этой местности никем не проводилась и почвы района озера Большое Лебединое не изучены.

Берега озера Большое Лебединое представляют собой торфяные болота. Торфяные болота самый богатый объект для изучения прошлого Земли или отдельных объектов. Ежегодно отмирая, растения сохраняются в виде торфяных отложений.

Торф бывает трех видов:

  • Низинным;
  • Верховым;
  • Переходным.

Торф низинных болот богат остатками ольхи и березы. Они образуются в условиях меньшей обводненности, при которой растительные остатки гораздо больше подвергаются процессу разложения. Верховой торф обладает характерной окраской от светло до темно-бурой, что зависит от степени разложения сфагнума. Верховой торф отличается низкой степенью разложения. Здесь толща прерывается небольшим горизонтом, мощностью 20-70 см, состоящим из сильно разложившихся растительных остатков, иногда даже с целыми пнями или примесью тканей травянистых растений.

Цель работы:

Найти историческую границу озера Большое Лебединое

Задачи:

1. Заложить профили по периметру береговой линии;

2. На каждом профиле сделать почвенные срезы, для выявления почвенных горизонтов;

3. Провести сравнительный анализ проб торфа лабораторными методами исследования;

Методика

Для сбора материала было заложено несколько профилей по стандартной методике заложения почвенных срезов.

На каждом профиле делалось необходимое количество почвенных срезов на определенном расстоянии друг от друга. При помощи прибора теодолита определен перепад высот данных профилей. Для сравнения качества торфа было взято шесть проб, в которых при просушке и сжигании высчитывалось процентное содержание минеральных веществ.

Для проведения работы использовалось следующее оборудование: лопата, нож, рулетка, теодолит.

Результаты исследований

В ходе работы было заложено семь профилей.

Профиль №1 (со стороны кордона, северный берег). Сделано восемь почвенных срезов.

1. У кромки воды: Лесная подстилка (ЛП) — 0-4 см. Торф 4-65 см. Ил 65 см и ниже. На глубине 65 см яма заливается водой
2. На расстоянии 15 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-65 см. Яма заливается водой.
3. На расстоянии 45 метров от кромки воды: ЛП 0-5 см. Торф 5-47 см. Ил 47-62 см. Подзол 62 и ниже.
4. На расстоянии 76 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-22 см. Ил 22-24 см. Подзол 24-36 см. Вымывание 36-43 см. Материнская порода 43 см и ниже.
5. На расстоянии 109 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-10 см. Ил 10-11 см. Подзол 11-23 см. Вымывания 23-32 см. Материнская порода 32см и ниже.
6. На расстоянии 127м от кромки воды: .ЛП 0-4 см. Дерново-подзолистая (гумусовый) 4-8,5 см. Подзол 8,5-18 см. Вымывания 18-24 см. Материнская порода 24 см и ниже.
7. На расстоянии 140м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Дерново-подзолистая (гумусовый) 4-8,5 см. Вымывания 18-24 см. Материнская порода 24 см и ниже.

Начиная с шестого среза, под лесной подстилкой обнаруживается дерново-подзолистый слой. Мы считаем, что на уровне пятого почвенного среза на расстоянии 120 м от водной глади на сегодняшний день проходит историческая граница озера, так как здесь заканчивается отложения торфа (см. карту-схему). Данный профильный срез северного берега обладает наибольшей мощностью торфяных отложений (более 65 см). Мощность сапропеля достигает 15 см.

Профиль №2 (со стороны развилки дорог, восточный берег). Сделано 10 срезов.

1. У кромки воды: ЛП 0-0,5 см. Торф 0,5 7,5 см. Ил 7,5 см и ниже. Яма заливается водой.
2. На расстоянии 5 м от кромки воды: . ЛП 0-2 см. Торф 2-18 см. Ил 18-23 см. Подзол 23 см и ниже.
3. На расстоянии 15 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-17 см. Ил 17-21 см. Подзол 21-30 см. Материнская порода 30 см и ниже.
4. На расстоянии 23 м от кромки воды: ЛП 0-3 см. Торф 3-9 см. Ил 9-13 см. Подзол 13 см и ниже.
5. На расстоянии 34 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-14 см. Ил 14-15 см. Подзол 15-24 см. Материнская порода 24 см и ниже.
6. На расстоянии 37 м от кромки воды: ЛП 0-3 см. Торф 3-15 см. Ил 15-16 см. Подзол 16-24 см. Вымывания 24-30 см. Материнская порода 30 см и ниже.
7. На расстоянии 41 м от кромки воды: ЛП 0-3 см. Торф 3-10 см. Ил 10-11,5 см. Подзол 11,5-19 см. Вымывание 19-27 см. Материнская порода 27 см и ниже.
8. На расстоянии 45 м от кромки воды: ЛП 0-3 см. Торф 3-4 см. Ил 4-4,5 см. Подзол 4,5-15 см. Вымывание 15-24 см. Материнская порода 24 см и ниже.
9. На расстоянии 50 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Гумус 4-7 см. Подзол 7-17 см. Вымывание 17-23 см. Материнская порода 23 см и ниже.
10. На расстоянии 55 м от кромки воды: ЛП 0-3 см. Гумус 3-7,5 см. Подзол 7,5-20 см. Вымывание 20-27 см. Материнская порода 27 см и ниже.

Отложения торфа заканчиваются на расстоянии 45 метров от водной глади. На уровне восьмого среза проходит историческая береговая линия озера. Мощность торфяной залежи на данном профиле 18 см.

Профиль №3 (100 м от развилки дорог, восточный берег). Сделано 8 почвенных срезов.

1. У кромки воды: ЛП 0-0,5 см. Торф 0,5-12 см. Ил 12 см и ниже. Яма заливается водой.
2. На расстоянии 7,5 м от кромки воды: ЛП 0-3 см. Торф 3 см и ниже. Яма заливается водой.
3. На расстоянии 22 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-22 см. Ил 22-25 см. Подзол 25-33 см. Вымывание 33 см и ниже.
4. На расстоянии 34 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-15 см. Ил 15-17 см. Подзол 17-27 см. Вымывание 27 см и ниже.
5. На расстоянии 40 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-8 см. Ил 8-9 см. Подзол 9-22 см. Вымывание 22 см и ниже.
6. На расстоянии 45 м от кромки воды: ЛП 0-3 см. Торф 3-10 см. Ил 10-10,5 см. Подзол 10,5-19 см. Вымывание 19 см и ниже.
7. На расстоянии 48 м от кромки воды: ЛП 0-2 см. Гумус 2-10 см. Подзол 10-22 см. Вымывание 22 см и ниже.
8. На расстоянии 53 м от кромки воды: ЛП 0-2 см, Гумус 3-8 см. Подзол 8-17 см. Вымывание 17 см и ниже.

Отложения торфа заканчиваются на расстоянии 45 м от водной глади. На уровне 7 среза проходит историческая береговая линия озера. Максимальная мощность торфяной залежи 29 см.

Профиль №4 (южный берег). Сделано 9 почвенных срезов.

1. У кромки воды: ЛП 0-2 см. Торф 2 см и ниже. Яма заливается водой.
2. На расстоянии 28 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Торф 5-38 см. Ил 38-42 см. Подзол 42 см и ниже.
3. На расстоянии 49 м от кромки воды: ЛП 0-4 см, Торф 4-30 см. Ил 30-47 см. Подзол 47 см и ниже.
4. На расстоянии 73 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Торф 5-20 см. Ил 20-28 см. Подзол 28-38 см. Вымывания 38-42 см. Материнская порода 42 см и ниже.
5. На расстоянии 78 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-15 см. Ил 15-21 см. Подзол 21-31 см. Вымывания 31-36 см. Материнская порода 36 см и ниже.
6. На расстоянии 85 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Торф 5-10 см, Ил 10-10,5 см, Подзол 10,5-24 см. Вымывания 24-32 см. Материнская порода 32 см и ниже.
7. На расстоянии 95 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Дерново-подзолистая (гумусовый) 5-8,5 см. Подзол 8,5-19 см. Вымывания 19 см и ниже.
8. На расстоянии 100 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Дерново-подзолистая (гумусовый). 4-12 см. Подзол 12-23 см. Вымывания 23-30 см. Материнская порода 30 см и ниже.
9. На расстоянии 108 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Дерново-подзолистая (гумусовый). 4-8 см. Подзол 8-20 см. Вымывания 20-27 см. Материнская порода 27 см и ниже.

Отложения торфа заканчиваются на расстоянии 95 м от водной глади на уровне 7-го среза находится историческая береговая линия озера. Максимальная мощность торфяной залежи 32 см.

Профиль №5 (продольный срез мыса). Сделано 7 почвенных срезов.

1. У кромки воды: ЛП 0-4 см. Дернина торф 4-13,5 см. Торф 13,5 см и ниже.
2. На расстоянии 10 м от кромки воды: ЛП 0-5,5 см. Торф 5,5-30 см. Ил 30-32 см. Подзол 32-43 см. Вымывание 43 см и ниже.
3. На расстоянии 35 м от кромки воды: ЛП 0-3 см. Торф 3-8 см. Ил 8-9 см. Подзол 9-21 см. Вымывание 21-27 см. Материнская порода 27 см и ниже.
4. На расстоянии 60 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Торф 5-10 см. Ил 10-12 см. Подзол 12-23 см. Вымывание 23 см и ниже.
5. На расстоянии 67 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Торф 5-7 см. Ил 7-8,5 см. Подзол 8,5-18 см. Вымывание 18-29 см. Материнская порода 29 см и ниже
6. На расстоянии 72 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Дерново-подзолистая (гумусовый). 5-9 см. Подзол 9-22 см. Вымывание 22-27 см. Материнская порода 27 см и ниже.
7. На расстоянии 80 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Дерново-подзолистая (гумусовый). 5-8 см. Подзол 8-21 см. Вымывание 21-30 см. Материнская порода 30 см и ниже.

Отложения торфа заканчиваются на расстоянии 67 м от водной глади. На уровне 6-го среза проходит историческая береговая линия озера. Максимальная мощность торфяной залежи 24,5 см.

Профиль №6 (поперечный срез мыса).

1. У кромки воды (южная сторона): ЛП 0-8 см. Дернина 8-18 см. Торф 18 см и ниже.
2 .На расстоянии 10 м от кромки воды:. ЛП 0-7 см. Торф 7-28 см. Ил 28-33 см. Подзол 33 см и ниже.
3. На расстоянии 25 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-10 см. Ил 10-11 см. Подзол 11-24 см. Вымывание 24-30 см. Материнская порода 30 см и ниже.
4. На расстоянии 50 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Торф 5-9 см. Ил 9-10,5 см. Подзол 10,5-19 см. Вымывание 19-27 см. Материнская порода 27 см и ниже.
5. На расстоянии 75 м от кромки воды: ЛП 0-5 см. Торф 5-26 см. Ил 26-29 см. Подзол 29 см и ниже.
6. На расстоянии 85 м от кромки воды:. ЛП 0-6 см. Дернина 6-17 см. Торф 17 см и ниже. Максимальная мощность торфяной залежи 21 см.

Профиль №7 (начало отрога, южный берег). Сделано 7 почвенных срезов.

1. У кромки воды: ЛП 0-4 см. Дерново-подзолистая (гумусовый). 4-12 см. Торф 12 см и ниже.
2.На расстоянии 10 м от кромки воды:. ЛП 0-5 см. Торф 5-27 см. Ил 27 см и ниже.
3. На расстоянии 30 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-18 см. Ил 18-22 см. Подзол 22-27 см. Вымывание 27 см и ниже.
4. На расстоянии 50 м от кромки воды: ЛП 0-4 см. Торф 4-12 см. Ил 12-15 см. Подзол 15-23 см. Вымывания 23-29 см. Материнская порода 29 см и ниже.
5. На расстоянии 57 м от. кромки воды:. ЛП 0-5 см. Торф 5-9 см. Ил 9-10 см. Подзол 10-22 см. Вымывания 22 см и ниже.
6. На расстоянии 65 м от кромки воды:. ЛП 0-4 см. Торф 4-7 см. Ил 7-8 см. Подзол 8-19 см. Вымывания 19-30 см. Материнская порода 30 см и ниже.
7. На расстоянии 73 м от. кромки воды:. ЛП 0-4 см. Дерново-подзолистая (гумусовый) 4-7 см. Подзол 7-19 см. Вымывания 19-27 см. Материнская порода 27 см и ниже.

Отложения торфа заканчиваются на расстоянии 67 метров от водной глади. На уровне 7-го среза находится историческая береговая линия озера. Максимальная мощность торфяной залежи более 23 см..

Максимальная мощность торфяной залежи 65 см на 1-м профиле с северного берега озера, так же здесь максимальное содержание минеральных веществ в торфе 4,3% (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ проб торфа

№ пп

Мощность торфяной залежи, см

Минеральные вещества, %

1

65

4,3

4

32

2,2

3

29

2

5

24,5

1,8

6

23

1,7

2

18

0,8

Мы предполагаем, что северный берег более крутой и зарастание его происходило путем образования сплавин, с последующим обрастанием этих сплавин. Из-за этого происходило более быстрое образование торфяного слоя. Наименьшее количество минеральных веществ на 2-м профиле 0,8 %, здесь же обнаруживается наименьшая мощность торфяной залежи — 18 см. Южный берег — пологий, зарастание происходило путем накапливания остатков подводно укореняющейся растительности. Вследствие этого — меньшая мощность торфяной залежи.

Рис.1 (слева). Мощность торфяной залежи по профилям. Рис. 2 (справа). Количество минеральных веществ по профилям.

По нашему мнению процентное содержание минеральных веществ в торфе зависит от мощности торфяной залежи (рис.3).

Рис.3. Зависимость минеральных веществ от мощности торфяной залежи.

 

Выводы

1. Заложено семь профилей.

2. Всего сделано 53 почвенных среза.

3. Найдена историческая граница озера.

4. Максимальная мощность торфяной залежи в 65 см отмечена на 1-м профиле (северный берег). Минимальная мощность отмечается на 2-м профиле (со стороны развилки, восточный берег), которая составляет 18 см.

5. Наибольшее количество минеральных веществ 4,3% отмечено на 1-м профиле, наименьшее 0,8% на 2-м профиле.

Благодарности

Выражаю благодарность моему научному руководителю Скворцовой Т.Ю., а также всем, кто оказывал помощь при создании этой работы.

Литература

1. Н.А. Березина, О.Л. Лисс, С.К. Самсонова Мир зеленного безмолвия (болота: их свойства и жизнь) М., Мысль, 1983 г.

2. О.Л. Лисс, В.Г. Астахов. Лесные болота. М.: Лесн. пром-сть, 1982 г.

3. Методы определения микроэлементов в почвах, растениях и водах. Под редакцией И.Г. Важенина. Москва, «Колос», 1974г.

4. И.И. Степаненко. Лесная типология. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 г.

5. Школа дикой природы, 1994 г.



Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016