Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Работа выполнена во время прохождения полевого учебного практикума на биостанции "Экосистема"
и подготовлена для представления на Окружном Конкурсе проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада».

Сравнительное исследование геологических обнажений
в Московской и Тверской областях

Авторы – учащиеся ГОУ СОШ № 1210 СЗ ОУО г.Москвы:

  1. Тиманова Валерия Александровна (9 «Б»),
  2. Якушев Антон Игоревич (9 «А»),
  3. Станкевич Константин Леонидович (9 «А»)

Руководитель: Рыжова Нина Дмитриевна (учитель географии ГОУ СОШ №1210)
Консультант: Кухта Константин Иванович (преподаватель экологического Центра «Экосистема»)

Москва, 2010

Авторы работы у геологического обнажения в долине ручья

Рис. 1. Авторы работы у геологического обнажения в долине ручья
(Московская обл., биостанция "Экосистема")

Содержание

Введение (цели, задачи, актуальность, гипотезы)
1. Теоретическая часть
1.1. Описание строения земной коры Восточно-Европейской равнины.
1.2. История развития Московского оледенения.
1.3. Особенности рельефа в Московской и Тверской областей.
2. Методика работы.
3. Практическая часть
3.1. Результаты исследования геологического обнажения в Московской области.
3.2. Результаты исследований геологического обнажения в Тверской области.
Выводы
Заключение
Термины
Использованная литература

Введение

Формирование осадочного чехла происходит на протяжении всей истории развития Земли. Каждое изменение в природе, в климате, в рельефе влияет на формирование горных пород осадочного чехла. В наше время при изучении осадочного чехла можно узнать историю изменения климата, развития равнин, развития как растительного, так и животного мира. Зная историю Земли, можно выявить закономерности изменения окружающей среды.

Данная работа проводилась для изучения истории формирования осадочного чехла северо-западной части Восточно-Европейской равнины в Московской и Тверской областях. При этом были проанализированы особенности залеганий горных пород для получения представления о развитии осадочного чехла Восточно-Европейской равнины. Главное внимание было уделено слоям горных пород, формирование которых относится к последнему оледенению.

Отчёт о данной работе состоит из трех разделов.

  • Первый раздел – теоретическая часть. В нём рассматривается история формирования Восточно-Европейской равнины: её фундамента и осадочного чехла. Особое внимание уделяется описанию деятельности ледников, их влиянию на формирование осадочного чехла платформы.
  • Второй раздел – методика исследования геологического обнажения. В нём приведена последовательность проведения работ по описанию геологического обнажения на местности и обработке данных, полученных в ходе работы.
  • Третий раздел – результаты и их объяснение. В нём приводятся таблицы, где отражены полученные данные, результаты исследования и выводы.

Методы и приемы работы:

  • Анализ научно-исследовательской, научно-популярной, специальной и учебной литературы, а также информации Интернета.
  • Полевые исследования: наблюдение, сравнение, измерение, изучение и анализ природных объектов.
  • Лабораторные исследования.

Цель исследования: Провести исследование слоев горных пород верхней части осадочного чехла платформы в местах их выхода на поверхность в Тверской и Московской областях с целью подтверждения влияния ледниковых процессов на формирование слоёв горных пород.

Задачи:

  • Познакомиться с теоретическим данными по теме исследования, используя различные источники информации.
  • Наметить район выполнения исследования, и выбрать подходящие места для осуществления работы.
  • Провести описание геологических обнажений согласно выбранной методике
  • Оформить результаты исследования

Гипотеза. Зная что, территория Московской и Тверской областей неоднократно подвергались оледенению, можно предположить, что верхняя часть осадочного чехла в обоих случаях будет носить следы деятельности ледниковых процессов.

Актуальность работы. Данная работа позволяет практически познакомиться с последствиями четвертичных оледенений на территории Смоленско-Московской и Валдайской возвышенностей, а так же с простейшими научными методиками проведения исследовательских работ на местности. Результаты данной работы могут быть использованы как наглядное пособие при изучении в школе некоторых тем предмета географии.

1. Теоретическая часть

1.1 Описание строения земной коры Восточно-Европейской равнины.

Московская и Тверская области, в которых находятся исследуемые геологические обнажения, расположены на Восточно-Европейской равнине.

В основании Восточно-Европейской равнины находится древняя (докембрийская) Русская платформа. Фундамент данной платформы состоит из древних пород. Эпохи складчатости протекали здесь очень давно, примерно 1,5 млрд. лет назад — в архейскую и протерозойскую эру. На протяжении более 3.5 млрд. лет кристаллический фундамент Восточно-Европейской платформы подвергался изменениям под воздействием внешних и внутренних сил природы.

В результате образовывался верхний структурный этаж – осадочный чехол. Известно, что в процессе развития Земли были «эпохи моря» в результате опусканий земной коры, когда Восточно-Европейская платформа погружалась под воды океана, происходило осадконакопление за счет морских отложений, эти периоды сменялись периодами поднятий «эпохами суши», происходило осадконакопление континентальных отложений. Изменялись климатические условия на Земле: жаркие засушливые периоды сменялись периодами резких похолоданий (оледенений).

Всё это, наряду с выветриванием, деятельностью рек, образованием озёр и болот, влияло на формировании осадочного чехла, который в наше время достигает 3 км над Восточно-Европейской платформой. Особенно заметны следы деятельности последнего Четвертичного оледенения.

1.2 История развития Валдайского ледника

Известно, что оледенению Земля подвергалась 4-5 раз. В Европе центром накопления льда т.е. центром оледенения были Скандинавия, Полярный Урал и острова Северного Ледовитого Океана.

В период оледенения весь северо-запад Восточно-Европейской равнины напоминал Гренландию или Антарктиду.

Толщина льда в некоторых районах достигала от 2500 до 4000 м, и эта масса льда медленно продвигалась с северо-запада на юго-восток равнины [6]. Сила давления ледника была так велика, что он местами разрушал и сглаживал различные неровности рельефа, попадавшиеся ему на пути, и транспортировал твердый материал в направлении своего движения. В других местах он аккумулировал продукты переноса, разрушения и переработки: валуны, песок, глину. Такие отложения называются моренными. Следы деятельности ледника отчётливо выражены в рельефе северной и центральной части Восточно-Европейской равнины, это чередование холмов и понижений, которые заняты ледниковыми озёрами. Примерами таких озёр могут быть такие, как озеро Селигер, Сабро, Сиг (рис. 3).

Моренные озёра на границе Тверской и Новгородской областей

Рисунок 3. Моренные озёра на границе Тверской и Новгородской областей

Также впоследствии оледенения образовалось большое количество рек, которые существуют до сих пор, например, такие реки, как Москва-река (рис. 4), Клязьма.

Реки, образованные после таяния ледника (Москва-река)

Рисунок 4. Реки, образованные после таяния ледника (Москва-река)

Закончившаяся около 10000 лет назад эпоха оледенения заметно повлияла на формирование осадочного чехла платформы. За период оледенения из обломочного материала, принесённого ледником, было сформировано около 350 м верхней части осадочного чехла. Залегание слоев горных пород в геологических обнажениях, находящихся на Восточно-Европейской равнине достаточно характерно и в нем, можно увидеть следы древних оледенений. Отложения, относящиеся к оледенению, могут быть двух типов: водно-ледниковыми и, непосредственно, моренными.

Особенности залеганий, по которым можно определить тип ледниковых отложений, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Особенности отложений горных пород

Отложение

Особенности отложения

Водно-ледниковое

Ярко выражен каждый слой, слоистость может быть косой, не может быть иловых слоёв.

Моренное

Отсутствие слоистости, большое количество литоморфных включений (более 20%).

Озёрное

Наличие иловых прослоек.

Для подтверждения или опровержения ледникового или водно-ледникового происхождения слоев горных пород нами было проведено описание геологических обнажений на территории Московской и Тверской областей.

1.3 . Особенности рельефа в Московской и Тверской областях.

Описание геологического обнажения в Московской области проводилось в Мытищинском районе в окрестностях биостанции "Экосистема" в долине реки Клязьма (среднее течение Канального ручья).

Это место лежит на Московской возвышенности, которая является частью более крупной Смоленско-Московской возвышенности, которая была образована ледником. На Московской возвышенности находится несколько моренных гряд: Клинско-Дмитровская и Гжатско-Можайская, а также Клязьмо-Истринская равнина, на которой располагается наше геологическое обнажение. Высоты этих форм рельефа в среднем равны 150-180 м над уровнем моря.

На Московской возвышенности сформировались разнообразные более мелкие формы рельефа, которые повлияли в свою очередь на образование разнообразных геоморфологических ландшафтов. Здесь можно выделить подландшафты мелкохолмистого, крупнохолмистого моренного рельефа, моренных равнин, овражно-балочного рельефа, ложбин ледникового стока и др.

Геологическое обнажение в Тверской области находится в Осташковском районе возле озера Селигер, в 2-х км от посёлка Неприе (рис. 5).

Место расположения геологического обнажения в Тверской области

Рисунок 5. Место расположения геологического обнажения в Тверской области

Тверская область расположена на северо-западе средней части Восточно-Европейской равнины.

Ледник доходил непосредственно до Осташковского района. Здесь преобладает равнинный рельеф с чередованием повышений и понижений. Многочисленные понижения заняты моренными озёрами. В среднем высота равнин около 200 м над уровнем моря.

Горные породы в Тверской области носят моренный или озёрный характер. Широко распространенной формой материнской породы является суглинистая морена, обогащенная каменистым материалом.

Моренные отложения неоднородны, среди них нередки двучлены: верхние 25-60 см имеют супесчаный или легкосуглинистый состав, по сравнению с нижней тяжелосуглинистой частью толщи, обогащены пылеватой и мелкопесчаной фракциями. Водно-ледниковые отложения представлены гравелито-галечниковыми разнозернистыми песками и супесями или хорошо сортированными слоистыми, преимущественно песчаными отложениями. Плотные шоколадно-коричневые тонкослоистые глины встречаются локально, на возвышенных участках – более или менее заметных на местности высоких холмах с плоскими вершинами и крутыми склонами (звонцах), образование которых связывают с внутриледниковыми озерами.

2. Методика исследования геологического обнажения

При проведении исследования использовалась методика, применяемая при проведении полевых практикумов на биостанции "Экосистема" (Описание и анализ геологического обнажения, А.С.Боголюбов, С.В.Баслеров, М. Экосистема, 1999).

Методика исследования делится на два этапа: полевой и лабораторный.

Полевой этап включает в себя проведение работ по геологическому обнажению непосредственно на местности.

Лабораторный этап включает в себя обработку результатов, полученных в ходе проведения полевого этапа, их анализ и получение данных о строении верхней части осадочного чехла Восточно-Европейской равнины.

Оборудование, необходимое для проведения полевого этапа: лопата, рулетка, бланк записей.

Для проведения работ особенно важно правильно выбрать участок для изучения. Участок для изучения должен быть достаточно типичным. Обнажение должно быть удобным для расчистки и безопасным для изучения. Расчистка делается в виде ступенек и должна вскрывать коренное залегание горных пород.

После расчистки описывается каждый слой по диагностическим признакам (мощность слоя, механический состав слоя, слоистость, включения).

Мощность слоя определяется при помощи рулетки.

Для определения приблизительного механического состава используется влажный метод (метод шнура). Метод построен по принципу, чем меньше частицы, тем лучше лепится шнур из влажного образца горной породы (рис. 6 и табл. 2).

Схема определения механического состава грунта (метод шнура)

Рисунок 6. Схема определения механического состава грунта (метод шнура)

Таблица 2 – Качественные показатели метода шнура
(A-F - обозначения из рисунка 6)

Механический состав Вид образца
F - песок Шнур не образуется
E - супесь Зачатки шнура
D - лёгкий суглинок Шнур дробится при раскатывании
C - средний суглинок Шнур сплошной, кольцо при свёртывании распадается
B - тяжёлый суглинок Шнур сплошной, кольцо с трещинами
A - глина Шнур сплошной, кольцо цельное

Далее определяется слоистость: слоистость бывает косой и прямой. Косая слоистость означает, чтов этом месте у реки течение было неспокойное, с водоворотами. Прямая же слоистость означает обратное: течение спокойное и равномерное.

Затем определяются тип и размер включений в исследуемых геологических слоях.

Включения бывают:

  • литоморфные (обломки горных пород различного размера)
  • антропоморфные (остатки материальной культуры человека) – обломки кирпича, посуды, др. бытовой и строительный мусор, археологические находки;
  • биоморфные – корни, раковины моллюсков, кости современных и вымерших животных.

Лабораторный этап включает в себя обработку собранных данных: на основе этих данных составляются таблицы геоморфологических свойств слоёв. По особенностям этих геоморфологических свойств определяется происхождение залеганий ( таблица № 1).

3. Практическая часть.

3.1. Результаты исследования геологического обнажения в Московской области

Наша исследовательская работа в Тверской и Московской областях была проведена по одинаковой методике с целью получения результатов, которые можно было бы впоследствии сравнить между собой. Были зачищены обнажения в обеих областях. Затем нами был описан каждый слой по диагностическим признакам. Полученные результаты в лаборатории были занесены в таблицы геоморфологических свойств слоёв.

Таблица 3. Результаты исследования геологического обнажения в Московской области
(по горизонтали представлены характеристики слоёв, по вертикали – номера слоёв)

№ слоя

Мощность (см)

Механический состав

Слоистость

Включения

1

10

песок

прямая

____

2

24

Лёгкий суглинок

прямая

Камни
(литоморфные, 1%)

3

16

Лёгкий суглинок

прямая

____

4

11

Лёгкий суглинок

прямая

____

5

5

Средний суглинок

прямая

Камни
(литоморфные, 1%)

6

11

Средний суглинок

прямая

Камни
(литоморфные 1%)

7

5

Лёгкий суглинок

косая

Камушки
(литоморфные, 1%)

8

18

песок

прямая

Камни
(литоморфные 1%)

На геологическом обнажении в Московской области были расчищены 8 слоёв горных пород (таблица 3). Мощность слоёв варьируется от 5 см до 24 см. В среднем, мощность одного слоя равна 12.5 см. В геологическом обнажении преобладает лёгкий суглинок, хотя имеется также песок и средний суглинок. Слоистость везде прямая, кроме 7 слоя. Во всех слоях включения покрывают не более 1% от общей площади этих слоёв.

Залегания горных пород в Московской области имеют особенности водно-ледниковых отложений (слои отчётливо выражены, косая слоистость). Соответственно, геологическое обнажение в Подмосковье носит водно-ледниковый характер.

3.2. Результаты исследования геологического обнажения в Тверской области

На геологическом обнажении в Тверской области было расчищено пять слоев горных пород (таблица 4).

Таблица 4. Результаты исследования геологического обнажения в Тверской области
(по горизонтали представлены характеристики слоёв, по вертикали – номера слоёв)

№ слоя

Мощность (см)

Механический состав

Слоистость

Включения

1

25

Лёгкий суглинок

прямая

Корни деревьев
(биоморфные)

2

2

Легкий суглинок

прямая

-

3

17

супесь

прямая

Брекчия
(литоморфные 2%)

4

1,5

Песок

косая

-

5

70

Тяжелый суглинок

отсутствует

Брекчия
(литоморфные 35%)

Мощность пяти слоёв равны соответственно 25 см, 2 см, 17 см, 1,5 см и 150 см. Механический состав – лёгкий суглинок, супесь и песок.

Преимущественная слоистость — прямая.

В третьем слое литоморфные включения покрывают около 35% от общей площади этого слоя, во втором слое – около 2%.

Исходя из полученных нами результатов, можно предположить, что отложения в верхних двух слоях относятся к водно-ледниковому типу, а в третьем – к моренному.

Выводы

1. Верхняя часть осадочного чехла в Московской и Тверской областях носит следы древних оледенений.

2. В Московской области и Тверской областях были обнаружены слои, залегание которых носит как ледниковый так и водно-ледниковый характер. Это означает, что преимущественное влияние на формирование осадочного чехла в Подмосковье оказал не сам ледник, а реки, образовавшиеся после таяния ледника.

3. В Тверской области был обнаружен слой, залегания которого относятся к деятельности непосредственно самого ледника. Это означает, что мощность водно-ледниковых отложений в Тверской области меньше, чем в Московской.

Заключение

Данная исследовательская работа проводилась нами более года. В результате, она позволила нам практически познакомиться со строением верхней части осадочного чехла, а также с историей его формирования.

Были изучены геологические обнажения горных пород осадочного чехла Смоленско-Московской и Валдайской возвышенностей.

В Московской области на геологическом обнажении были изучены 8 слоев. Отложения горных пород относятся к водно-ледниковому типу. Это означает, что осадочный чехол Смоленско-Московской возвышенности был образован преимущественно не во время оледенения а при его таянии.

В Тверской области на геологическом обнажении были изучены 5 слоев. В данном случае, часть слоев геологического обнажения в отличие от Смоленско-Московской возвышенности, относятся к моренному типу. Этот означает, что на формирование осадочного чехла повлиял непосредственно и сам ледник, а не только послеледниковые реки.

По данным исследовательской работы можно увидеть, каким образом на формирование осадочного чехла Смоленско-Московской и Валдайской возвышенностей повлияло оледенение.

Полученные данные в дальнейшем могут быть использованы при проведении ознакомительных лекций о геологическом строении севера Европейской части нашей страны.

Приобретенные в ходе исследовательской работы навыки позволят в дальнейшем проводить более серьёзные геологические наблюдения и продолжить изучение геологии нашей страны

Термины

Брекчия – неокатанные (угловатые) обломки различных горных пород в поперечнике более 1 см, спаянные вместе каким-либо цементирующим материалом, создающим своеобразную горную породу.

Включения – присутствующие в почве тела органического и неорганического происхождения, образование которых связанно с различными процессами.

Геология – комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых.

Геоморфология – наука геологии о рельефе твердой поверхности Земли и его развитии в пространстве и во времени.

Геологическое обнажение – выход наружу горных пород.

Геологическая деятельность ледников – разрушение горных пород, перенос продуктов разрушения и их сортировка. Образование новых форм рельефа.

Горные породы – природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре. Земля состоит из горных пород.

Морена – ледниковые отложения, состоящие из смеси различных твердых пород – от крупных глыб до песка и глины; материал, содержащийся в составе движущегося ледника.

Механический состав почв – процентное соотношение в почве глиняных (менее 0,01мм) и песчаных частиц (более 0,01 мм).

Надпойменная терраса – горизонтальные или слегка наклонённые по течению площадки в долинах рек, участки бывшей поймы.

Использованная литература

  1. "Большая детская энциклопедия. Геология". Аванта+, 2009 – 688 с
  2. "Энциклопедия для детей. География" Аванта+, 2008 – 526 с
  3. "География почв России" М.:И. Герасимова, МГУ, 2007 – 312 с.
  4. Методическое пособие "Описание и анализ геологического обнажения". А.С.Боголюбов, С.В.Баслеров, М. Экосистема, 19994.
  5. " Экологический мониторинг почв" Г.В. Мотузова, О.С. Безуглова, М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007 – 237 с
  6. "Почвоведение с основами геологии" С.И. Колесников, М. РИОР, 2005.
  7. "Природа и хозяйство Калининской области (ученые записки естественно-географического факультета)" Калинин, 1960г., КГПИ – 654 стр.
  8. " География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы." М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 656 с.
  9. "Очерки экологии Подмосковья." А.В. Волгин, О.П. Добродеев, В.И. Зубов и др. М.: ЦДЮТур РФ, 1998.
  10. "Региональные обзоры Природы России" (www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/3-3-1.htm)
  11. "Геология СССР". Т.4. – М.: Недра, 1971
  12. "Очерки геоморфологии Московской губернии" А.А. Борзов. – М.:1951
  13. "Что должен знать и уметь юный защитник природы?" И. Велек. – М.: Просвещение, 1983.


Работа выполнена во время прохождения полевого учебного практикума на биостанции "Экосистема"
и подготовлена для представления на Окружном Конкурсе проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада».


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты




Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016