Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения*

Протасова Наталья Александровна
учащаяся 11 класса МОУ Хлебниковская общеобразовательная школа,
Мари-Турекский район республики Марий Эл, 2008

Руководитель: Кашина Елена Викторовна, учитель химии и биологии высшей категории
(см. статью Е.В.Кашиной "Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность")

 

Ты сама жизнь... Ты самое большое богатство в мире. А. Сент-Экзюпери

Считалось, что с древнейших времен у человека есть четыре существенные задачи в отношении воды: найти ее, провести, собрать и сохранить. Велико значение воды не только в жизни человека, но в жизни всей Земли в целом. Каждому из нас нужно научиться беречь воду. Беречь все ее источники - ручьи, реки, родники. Беречь ее каждый день.

Проблема чистой пресной воды очень актуальна в наше время. Водоемы загрязняются сточными водами предприятий, бытовыми стоками, ядохимикатами, удобрениями, органикой. Не является абсолютно чистой и водопроводная вода.

Работа проводилась по заказу администрации МО «Хлебниковское сельское поселение», которая в августе 2008 года обратилась к нам с просьбой провести мониторинг водных ресурсов поселения и социологический опрос населения о качестве потребляемой воды. Полученные результаты позволили обратиться с обоснованным ходатайством в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл о включении в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года».

Поэтому цель данной работы: проведение мониторинга водных ресурсов Хлебниковского поселения.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • провести наблюдения за водными объектами;
  • провести химические анализы;
  • выявить основные загрязнители воды;
  • установить соответствие качества питьевой воды санитарным нормам;
  • провести социологические исследования;
  • разработать рекомендации по очистке, охране и использованию водных объектов.

В начале работы была выдвинута гипотеза: водные источники Хлебниковского поселения имеют разное качество воды.

Исследования по мониторингу реки

Изучив соответствующую литературу, было решено провести исследование воды по следующим показателям:

  • органолептические показатели воды:
    • цвет (окраска),
    • прозрачность,
    • запах,
    • температура;
  • химические показатели воды:
    • водородный показатель,
    • жесткость воды,
    • аммиак и нитриты,
    • хлориды,
    • сульфаты,
    • железо,
    • свинец,
    • перманганатная окисляемость.

    Химические анализы воды

Методы исследования:

  • поисковый,
  • исследовательский,
  • аналитический,
  • сравнительный,
  • социологический.

Объекты исследования:

  • река Руянка,
  • пруды в с.Хлебниково,
  • д.Н.Мосара,
  • д.Талый Ключ,
  • д.Сукма,
  • водопроводная вода населенных пунктов,
  • родники.

Среди жителей Хлебниковского сельского поселения было проведено анкетирование. Было опрошено 250 человек. В результате большинство опрошенных, а именно 216 человек, сказали, что качество водопроводной воды их устраивает, но если сравнивать с родниковой водой, то они согласны, что она больше пригодна для употребления. Среди опрошенных несколько женщин попросили отметить, что водопроводная вода слишком жесткая и цветность у нее желтая, поэтому при стирке белого белья остаются разводы желтого цвета, из-за чего приходится полоскать белье только в родниковой воде. Все опрошенные сказали, что понимают причину такой желтизны воды, потому что трубы довольно старые, поэтому они являются ржавыми, из-за чего происходит изменение цвета воды. Многие считают, что в последнее время ухудшилось состояние воды в реках и местных прудах. Причину отмечают на не соблюдение санитарно-гигиенических требований самими жителями. Так, например, свалка в с.Хлебниково находится недалеко от реки.

Качество воды должно соответствовать санитарным нормам. Это должны обеспечить органы местного самоуправления. Вода не должна нести опасность всему живому. Население предлагает построить водозабор с очистным устройством и водопроводом для улучшения качества жизни в селе.

На основе проведенного мониторинга были сделаны следующие выводы:

  • По органолептическим показателям природная вода, взятая из водных источников, отвечает нормативам. Исключение составляет интенсивность и характер запаха в прудах.
  • Определение кислотности, содержание катионов и анионов показало нормальный уровень концентрации данных веществ во всех пробах, кроме содержания железа в реке Руянка и водопроводной воде.
  • Общая жесткость превышает норму в водопроводной воде.
  • Подземные воды являются основным источником питьевой воды, они гораздо ценнее по качеству и наиболее надежны в санитарном отношении.
  • Согласно социологическому опросу выявлены основные загрязнители воды: свалки, стоки с животноводческих ферм, выпас скота, захламление берегов самими жителями.

Наша гипотеза подтвердилась. Ближайшие источники воды и водопроводная вода имеют разное качество.

Мои предложения по решению проблемы качества воды и снижению загрязнения источников:

  • применение новых методов очистки воды,
  • реконструкция водоводов,
  • реконструкция сооружений по очистке сточных вод,
  • уборка мусора возле родников и на берегах реки Руянка и местных прудов.

Уборка мусора на берегах реки

На основе проведенного исследования и сделанных нами выводов мы решили разработать план по реализации последовательных действий, направленных на улучшение экосистемы нашего поселения и развитию экологической грамотности населения, в который включили:

  • проведение бесед со школьниками,
  • выпуск школьной газеты «Экологической вестник»,
  • вести разъяснительные работы среди населения,
  • уборка мусора по берегам рек и прудов,
  • чистка и благоустройство родников,
  • посадка деревьев и кустарников в водоохраной зоне водоемов и другие.

После проведения исследовательской работы со своими результатами и предложениями мы вновь вышли с письмом к администрации Хлебниковского поселения. И через несколько дней получили ответное письмо, в котором сообщалось, что администрация вышла с ходатайством о водоснабжении поселения. На сегодняшний день вопрос о замене водоснабжения д. Ивская Вершина на рассмотрении, составлена проектно-сметная документация, которая прошла экспертизу. На перспективу планируется заложить в бюджет поселения финансовые средства для замены водопровода в с. Хлебниково, деревень Сизнер, Сукма.

Данная работа позволяет решить проблему качества воды и снижения загрязнения источников.

Список используемой литературы

  1. Ахманов, М. Вода, которую мы пьем /М. Ахманов.- М.: Эксмо, 2006 . – ISBN 978-5-9928-0030-2.
  2. Ашихмина, Т..Я. Школьный экологический мониторинг / Т.Я. Ашихмина. – М.: Агар, 2000 . – ISBN 5-8053-0334-5.
  3. Иванов, А.В. Оценка экологических условий в водоемах и водотоках /А.В. Иванов. - Хабаровск: Этнос - ДВ, 1996.
  4. Константинов, А.С. Общая гидробиология /А.С. Константинов. - М.: Высшая школа, 1979 .
  5. Муравьев, А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами /А.Г. Муравьев. - 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Крисмас+, 1999.
  6. Новиков, Ю.В. Методы исследования качества воды водоемов /Ю.В. Новиков. – М.: Медицина, 1990 .
  7. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек . – Тула: ТОЭБЦ, 2001 . – ISBN 978-5-7057-1644-9.
  8. Шерфиг, Ханс. Пруд /Х. Шерфиг.- М.: Гидрометеоиздат, 1978 .
  9. Эндюськина, А.Н. Исследование качества воды малых рек и других водоемов /А.Н. Эндюськина.- Новочебоксарск, 1997 г.

_________________________

* Данный проект отмечен дипломом I степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги», дипломом Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов для старшеклассников «Чистая планета для нашего будущего», дипломом V Межрегионального Открытого фестиваля науки и искусства «Мир моих увлечений – путь в будущее», грамотами в Республиканском конкурсе водных проектов старшеклассников, в Республиканской научно-практической конференции «Александровские чтения», дипломом 1 степени в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Защита проекта на конференции



Наши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по водной и околоводной флоре и фауне России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Рыбы России, Амфибии средней полосы России и Рептилии Северной Евразии,
полевые определители для смартфонов и планшетов: ЭкоГид: Рыбы, ЭкоГид: Амфибии и ЭкоГид: Рептилии (их можно купить в магазине Play Google),
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы, Обитатели водоемов и Растения пресных вод,
цветные ламинированные определительные таблицы: Водоросли, Цветы водоемов и болот, Водные беспозвоночные, Пресноводные и проходные рыбы и Амфибии и рептилии,
цветной определитель-раскладушка Травянистые растения водоёмов и болот,
определитель серии "Энциклопедия природы России": Насекомые.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016