Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п. Дивный

Непомнящий Денис (4 класс), Соболев Никита (4 класс)
Красноярский край, Новоселовский район, п. Дивный, МОУ Дивненская средняя общеобразовательная школа №2
Работа проиллюстрирована фотографиями авторов

Руководитель: Якименко Наталья Ивановна (учитель начальных классов МОУ СОШ №2)

2010 г.

Введение

Каждому человеку необходимо постичь искусство общения с природой. Первые шаги мы делаем в школе за партой, но так невозможно по-настоящему полюбить природу, ведь недаром говорят, чтобы любить природу, нужно ее знать. Нам выдалась возможность понаблюдать за ящерицами в настоящей действительности, а не по страницам книг.

Самец живородящей ящерицы (Lacerta vivipara)
Самец живородящей ящерицы (Lacerta vivipara)

Исследования по изучению видового разнообразия ящериц нами были начаты в мае 2009 года. Мы всем классом пошли на экскурсию в лес. Во время экскурсии мы увидели ящерицу, которая, почуяв опасность, поспешила от нас скрыться. Мы ее поймали, рассмотрели, а затем опять отпустили. Придя на следующий день в класс, мы обсуждали то, что нам удалось увидеть во время экскурсии. У нас возник вопрос, а каких еще ящериц можно увидеть в окрестностях поселка? Так родилась идея заняться данной исследовательской работой.

ЯЩЕРИЦА ПРЫТКАЯ (Lacerta agilis)

Эта ящерица обитает в сухих, прогреваемых солнцем местах в степях, лесах, горах до высоты 1,5 км.

Молодые ящерицы этого вида сверху буровато-серого или коричневатого цвета с тремя светлыми узкими, окантованными черным полосками, средняя, из которых, тянется вдоль хребта, а обе боковые проходят по сторонам спины и теряются на хвосте. На боках тела в один ряд расположены обычно мелкие белые глазки. С возрастом эта раскраска меняется. Сильно меняется и расцветка тела. У самцов оно приобретает салатную, оливковую или зеленую окраску, у самок же становится коричневым, или коричневато-бурым, или гораздо реже зеленым, как у самцов. Нередко спинной рисунок полностью или частично отсутствует, и животное приобретает одноцветную зеленую или коричневато-бурую окраску. Брюхо обычно белое или зеленовато-белое у самок и зеленоватое у самцов, как правило, с довольно крупными темными пятнышками.

Прыткая ящерица (Lacerta agilis)
Прыткая ящерица (Lacerta agilis)

Живут в норах, которые роют сами, или используют норы других животных. Активны днем. Во время охоты постоянно находятся недалеко от норы, не отходя от нее более чем на 10-15 м. В случае нападения спасается бегством, при этом постоянно меняет направление своего движения и, таким образом, дезориентирует противника. Очень шустрое животное, вполне оправдывает своё название: быстро бегает, высоко прыгает и хорошо лазает по веткам, может молниеносно прыгать на жуков и кузнечиков, а мух ловит даже на лету. Хвосты у ящериц восстанавливаются — вырастают новые, правда, немного покороче и несколько другого цвета. [3, стр. 330] Основу питания прыткой ящерицы составляют жуки, кузнечики, дождевые черви, гусеницы и пауки. В конце мая самка откладывает 6-16 яиц, которые закапывает в неглубокую ямку или оставляет в том же убежище, где проводит ночь. Молодые ящерицы вылупляются в июле.

Слух у ящерицы очень чуткий. Время от времени прыткая ящерица высовывает изо рта длинный, тонкий, раздвоенный на конце язык — орган ее осязания. Все тело ящерицы покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками, Периодически ящерицы линяют: ее ороговелая кожа отслаивается и сходит кусками.

Прыткая ящерица очень хорошо переносит неволю, быстро привыкает к человеку и начинает брать пищу из рук. [1, стр. 201-203]

ЯЩЕРИЦА ЖИВОРОДЯЩАЯ (Lacerta vivipara)

Недавно появившиеся на свет живородящие ящерицы темно-коричневого или почти черного цвета, часто без всякого рисунка. По мере роста окраска их постепенно светлеет, и со временем появляется характерный рисунок, состоящий из темной узкой полоски вдоль хребта, двух светлых полосок по бокам спины и темных сравнительно широких полос на боках туловища. Кроме того, по всему телу в беспорядке бывают разбросаны мелкие темные пятнышки. Нижняя сторона взрослых самцов оранжевая или кирпично-красная, у самок беловато-серая, желтоватая или зеленоватая.

Нижняя сторона тела живородящей ящерицы (Lacerta vivipara)
Нижняя сторона тела живородящей ящерицы (Lacerta vivipara)

Длина живородящих ящериц не превышает 15-18 см, из которых более половины занимает хвост, несколько утолщенный в основании у самцов. На севере Сибири эта ящерица местами заходит в тундру, где, как и повсюду в болотистых местностях, нередко встречается на окруженных водой небольших кочках. Собственных нор они не роют и используют для жилья норы грызунов или пространства под отставшей корой на пнях и сухих деревьях; в горах скрываются под камнями. В случае опасности эти ящерицы нередко спасаются в воде и, пробежав некоторое расстояние по дну, зарываются в ил или в устилающие дно водоема опавшие листья.

Питаются живородящие ящерицы различными насекомыми, пауками, моллюсками, червями, добывая их не только на земле, но также на травянистых растениях и стволах деревьев. В отличие от всех остальных видов своего рода эта ящерица рождает живых детенышей. Беременность продолжается около 90 дней, и молодые особи (8-12) появляются в середине июля — конце августа. никакой заботливости к своим детям не обнаруживает. Иногда она возвращается к месту кладки, но только лишь затем, чтобы съесть часть лицевых оболочек. Детеныши первые дни своей жизни сидят в трещинах земли, свернувши хвост, и не выходят на поиски пищи». [1, стр. 201-203]

Цель работы: исследовать и выяснить видовое разнообразие ящериц, обитающих в окрестностях поселка п. Дивный.

Задачи:

  • Проанализировать научную литературу
  • Организовать наблюдения за ящерицами в естественных условиях.
  • Определить места для наблюдений;
  • Определить особенности внешнего вида ящериц;
  • Определить их места обитания.
  • Собрать фотографический материал о видовом разнообразии ящериц

Методы работы

В процессе работы над проектом нами использовались следующие методы исследования:

  • Эмпирический метод (наблюдение и сравнение)
  • Теоретический метод (синтез и анализ)

Результаты наблюдений

Наблюдение май 2009 г.

Исследования по изучению видового разнообразия ящериц нами были начаты в мае 2009 года. Мы всем классом пошли на экскурсию в лес. Во время экскурсии мы увидели ящерицу, которая почуяв опасность, поспешила от нас скрыться. Мы ее поймали , рассмотрели, а затем опять отпустили. Придя на следующий день в класс, мы обсуждали то, что нам удалось увидеть во время экскурсии. У нас возник вопрос, а каких еще ящериц можно увидеть в окрестностях поселка? Так родилась идея заняться исследовательской работой. Изучив соответствующую литературу, мы решили для начала определить места для наблюдения. Нами были выбраны следующие возможные места обитания ящериц: мыс «за школой»; поляна «за кузницей»; поляна «за сушилкой» луг у моря; «Красный камень»; «у ручья»; «Средняя гора»; выезд из деревни; «луг около фермы»; «Нижняя гора»; «Грязный лог»

Наблюдение в районе «мыс за школой»
Мы решили начать наше исследование с поляны, которая находится в районе «за школой». Поляна находилась в сухом, открытом солнечном месте. Наши поиски не заставили себя долго ждать. Нам удалось увидеть ящерицу серого цвета, на спине у нее была темная полоса, а по бокам тянулись еще две белые и два ряда точек. Было решено обследовать это место получше. Нам удалось обнаружить еще три особи. Но они были похожи на первую. Это говорило о том, что на этой поляне обитали ящерицы одного вида. По энциклопедии и фотографиям из Интернета нам удалось установить, что этот вид называется «прыткая ящерица». [2, стр. 62-63]

Наблюдение в районе «за кузницей»
Следующее наблюдение мы проводили на поляне в районе «за кузницей». Около поляны рос лес, тень от которого падала на эту поляну. Здесь мы обнаружили трех ящериц. Внешне они были точно такие же, как и в районе «за школой». Но мы заметили, что у двух ящериц брюшко окрашено в белый цвет, и эти ящерицы были немного больше. А у одной — брюшко окрашено в оранжевый цвет, и она немного меньше. Нами было решено выяснить: являются ли эти ящерицы одного вида или они относятся к разным видам. Пользуясь энциклопедиями, мы выяснили, что это разные виды ящериц. Ящерица, у которой брюшко белого цвета, называется «обыкновенная или прыткая». Ящерица, у которой брюшко оранжевого цвета называется «живородящая». Проведенное нами исследование говорило о том, что мы обнаружили уже два разных вида ящериц.

Наблюдение в районе «за сушилкой»
С целью определения видового разнообразия ящериц мы отравились в третье место наблюдения в район «за сушилкой». Теперь мы уже знали отличительные черты двух видов ящериц и без труда смогли определить, что в районе «за сушилкой» обитают и обыкновенные, и живородящие ящерицы. Кроме этого, нам удалось здесь встретить еще один вид ящериц, который отличался от первых окраской. Эта ящерица была ярко -зеленого цвета, с темными пятнами на спине.

Самец живородящей ящерицы (Lacerta vivipara)
Самец живородящей ящерицы (Lacerta vivipara)

Мы посчитали, что этот вид уже третий, который обитает около поселка. По энциклопедии мы попытались определить название вида ящерицы. Это оказалось сделать не так-то просто. Сначала мы решили, что это зеленая ящерица. Но когда изучили ее внешний вид, и места обитания, выяснили, что у зеленых ящериц голова и шея голубого цвета, а у нашей —  нет. Значит, эта ящерица не относится к виду зеленых ящериц. Мы еще раз внимательно прочитали информацию и рассмотрели рисунки уже найденных видов ящериц и выяснили, что это был самец прыткой ящерицы. [2, стр. 80]

Наблюдения в районе «луг у моря»
В четвертом месте наблюдения в районе «луг у моря» нам удалось тоже увидеть несколько ящериц. Но они были такие же, как и те, которые обитали в уже обследованных нами местах. Здесь нам удалось понаблюдать за очень интересной особенностью ящериц. Когда мы хотели поймать ящерицу, чтобы посмотреть цвет брюшка, для определения вида, ящерица выскользнула из рук так, что в руках у нас остался кончик хвостика. Этот факт говорит о том, что во время опасности ящерицы отбрасывают хвосты. Отброшенный хвост еще долгое время продолжал шевелиться на земле. [3, стр. 330-332]

Наблюдение в районе «Красный камень»
В этом месте нам удалось обнаружить несколько особей ящериц. Но мы уже четко знали, что это были прыткие серые и зеленые.

Наблюдения в остальных местах
Проведенные наблюдения в оставшихся местах дали следующий результат: в районе «у ручья» обитают живородящие ящерицы; в районе «Средняя гора» — прыткая ящерица (зеленая и серая); В районе «выезд из деревни» — прыткие (зеленые и серые); в районе «луг у фермы» — зеленая, серая и встречаются живородящие; в районе «Нижняя гора» —  прыткие (зеленые и серые); в районе «Грязный лог» — живородящие и прыткие.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили — достигли. Мы провели исследование видового разнообразия ящериц, обитавших в окрестностях поселка. Гипотеза, которую мы выдвигали в начале нашего исследования, подтвердилась. Но в начале нашего исследования нам казалось, что ящериц разных видов у нас намного больше, чем мы смогли обнаружить. Мы установили, что в окрестностях поселка обитают всего два вида ящериц, и что не зная внешних отличительных признаков этих ящериц их можно спутать. Так же нам удалось выяснить, что ящерицы, которые имеют зеленый цвет, к виду зеленых ящериц не относятся, это особи мужского пола обыкновенной ящерицы. Кроме этого, мы собрали фотоматериал, который по нашему мнению может быть использован на уроках биологии при знакомстве с пресмыкающимися.

Литература

  • Детская энциклопедия в вопросах и ответах «Мир животных», Минск 2000; стр.201-203
  • Новая энциклопедия животных. Москва «Росмэн», 2008г; стр.62-63, 174, 242, 80
  • Популярная энциклопедия для детей. «Все обо всем», Москва АСТ 1995 г; стр.330-332



Наши авторские методические материалы по рептилиям и амфибиям России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по рептилиям Северной Евразии:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Рептилии" и "Амфибии".
полевые определители для смартфонов и планшетов: "ЭкоГид: Рептилии" и "ЭкоГид: Амфибии и Голоса" (их можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Обитатели водоемов",
цветная ламинированная определительная таблица Амфибии и рептилии,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Земноводные и пресмыкающиеся.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016