Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ЭКСПЕДИЦИИ 57 ШКОЛЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


В дорогу Маршруты Экспедиции Практики Экскурсии Походы

Программа поездки (экспедиция)

72

Наблюдения за птицами. Отлив, Терский берег Белого моря.

Это самая сложная и подготовленная форма выезда.

Подготовка экспедиции – вся ваша предыдущая жизнь. Каждый экспедиционный выезд по сути уникален. Помимо всего перечисленного выше (походов, экскурсий, семинаров, практических занятий, самостоятельных работ), во время экспедиции может осуществляться сбор и исследование материала и данных по заданию научных организаций. Если проделываются самостоятельные исследования, то они должны уже иметь внешний выход, то есть, доводиться до публикаций или выступлений за пределами школы. В разряд экспедиционных можно поместить пробные поездки, в которых происходит первичное исследование территории, разработка маршрутов, составление программ для последующих поездок (практик).

Содержание:

 

7374

“Многие академические институты и кафедры ВУЗов, заинтересованы
в сборе данных и материалов “.  Научная лаборатория. Апатиты.

Неизвестная ранее орнитологам колония чаек моёвок. Терский берег Белого моря.

Многие академические институты и кафедры ВУЗов, научные отделы заповедников заинтересованы в сборе данных и материалов и предлагают привозить их из интересующих районов. Например, в ходе проведения Камчатских экспедиций (2002, 2006, 2007) собирался коллекционный материал

  • для кафедры Зоологии биофака Симферопольского университета,
  • кафедры Геоботаники МГУ
  • и для лаб. палеонтологии института Геологии РАН.

Фотоматериалы помещены в интернете на образовательном сайте Ландшафты мира (www.ecosystema.ru )

 

75

“Важнейшая часть подготовки детей и преподавателей -
приобретение навыка учебной и исследовательской
работы в полевых условиях,  при большой зависимости
от природных и погодных условий“.  Терский берег Белого моря.

Планирование любой экспедиции осуществляется поэтапно:

Предварительный этап – самый важный, он включает обязательные полевые практики и тренировочные выезды.

Важнейшая часть подготовки детей и преподавателей - приобретение навыка учебной и исследовательской работы в полевых условиях при свободном графике, большой зависимости от природных и погодных условий и постоянной неопределённости всех событий. В качестве помощников (легионеров) в экспедиции выступают студенты.

С другой стороны, каждая экспедиция требует отдельной подготовки, куда относится:


Подготовительный этап -

  • поиск района проведения экспедиции и его изучение, налаживание контактов в районе проведения выезда, контакты с научными и природоохранными организациями;
  • обеспечение материально-технической базы: палатки, пенки, сидушки, спальники, аптека, каны, топоры, костровое оборудование, продуктовая раскладка и т. д.;
  • обеспечение учебной и исследовательской базы: научная и учебная литература, приборы и оборудование
  • проведение инструктажа по технике безопасности применительно к месту проведения;
  • распределение для самостоятельного изучения между школьниками материалов по региону, в который планируется выезд;
  • непосредственное планирование поездки с распределением функций между взрослыми и «легионерами».

Основной этап – собственно проведение экспедиции.

Минимальное планирование:

  • Маршрутные дни (под грузом или без груза, дистанция, продолжительность, сложность, осматриваемые объекты, проводники и т.д.)
  • Перемещения стационара, если они необходимы
  • Работа на стационаре или в базовом лагере:
  • Первая половина дня - учебные занятия и экскурсии (тематическое планирование по количеству дней; примерное «поурочное» планирование, разработка занятий)
  • Вторая половина дня - самостоятельные работы (список работ с распределением по группам)
  • Отдых и развлечения.

В более сложном варианте план поездки заключает в себе планирование игровой оболочки.

Неотъемлемым условием работы в эколого-биологической экспедиции является обязательное, а при возможности и ежедневное ведение учащимися полевых и личных дневников. Навык этой работы прививается ещё на обязательных практиках. Без ведения полевых дневников становится чрезвычайно сложным подведение итогов поездок, а персональный дневник сам по себе значим для формирования личностного отношения к событиям.

Заключительный этап – обработка научных данных, написание докладов, составления отчетов, монтаж фильмов, организация выставок, школьных конференций и т.д., а также организация «Гусятника» (так в школе называется неформальное собрание участников прошедшей экспедиции или похода).

Подведение итогов является обязательным этапом проведения каждой экспедиции. Этот этап является зачастую более важным и трудоёмким, чем любой другой.

Пример

7677

Венерин башмачок крупноцветковый. Камчатка.

Шеломайник. Камчатка.

78

Морской ёж. Камчатка.

79

Самка паука с выводком. Камчатка.

80

Каменный голец. Камчатка.

81

Топорок. Камчатка.

82

Евражка. Камчатка.

83

Медведь. Камчатка

тематического планирования биолого-экологической экспедиции.

Основные темы, которые могут быть затронуты на занятиях и предложены в качестве самостоятельных разработок для школьников к Камчатской экспедиции 2002 года (три недели; июль-август; сочетание стационаров с пешими маршрутами, водного маршрута, морской экскурсии, городской экскурсии; основной контингент учащихся – 10 класс; принимают участие учителя, родители и студенты биофака МГУ):

  • I Ботаника и микробиология.
    1. Прокариотические микроорганизмы: хемосинтезирущие бактерии и сине-зелёные водоросли.
    2. Зелёные водоросли.
    3. Красные водоросли
    4. Бурые водоросли.
    5. Мохообразные.
    6. Папоротникообразные.
    7. Голосеменные.
    8. Покрытосеменные.
    9. Семейства покрытосеменных.
  • II Зоология.
    1. Ракообразные.
    2. Паукообразные.
    3. Насекомые.
    4. Иглокожие.
    5. Моллюски.
    6. Костные рыбы.
    7. Птицы.
    8. Млекопитающие.
  • III Общая экология.
    1. Абиотические факторы:
      • Микроэлементы и основные биогенные элементы; принцип толерантности и закон минимума.
      • Основные климатические факторы, высота снежного покрова, скорость ветра.
      • Фотопериодизм и сумма положительных температур в жизни растений.
    2. Динамика популяций:
      • Стратегия размножения и кривые смертности.
      • Колебания численности природных популяций.
    3. 3 Системная экология:
      • Типизация экосистем: автономные, транзитные и кумулятивные экосистемы.
      • Водосборный бассейн как макроэкосистема.
      • Роль растительного покрова в экосистемах, основные и вспомогательные потоки энергии.
      • Ярусность экосистем, пространственная структура экосистем.
      • Роль бактерий в организации круговорота химических элементов.
      • Потоки вещества в экосистеме на примере насекомых с водными личинками (подёнки, веснянки, ручейники и т.д.), проходных рыб и роющих млекопитающих. Круговороты вещества в экосистемах биогенные и абиогенные.
      • Временная структура экосистемы, экологическая сукцессия.
      • Роль вулканической деятельности в круговороте веществ в биосфере.
  • IV Частная экология
    1. Сухопутные биомы высоких широт интразональные сообщества и: тундра, тайга, горная тундра, луговые приморские и горные «тундры» и редколесья.
    2. Экология литорали.
    3. Экологические системы арктических и бореальных морей.
    4. Экология горных и вулканических почв

    Помимо сугубо биологических проблем, на занятиях в природе и в музейных экспозициях затрагивались или даже подробно разбирались географические и исторические темы.
  • V Эволюционная теория и палеонтология.
    1. Микроэволюционные процессы в условиях изоляции.
    2. Кризис мезозойской биоты.
  • VI Геология
    1. Типизация вулканов и их динамика
    2. 2 Эррозионные и тектонические процессы
    3. 3 Вулканические, метаморфические и осадочные горные породы
    4. 4 Минералы Камчатки
    5. 5 Гейзеры, фумаролы, источники глубинных вод.
  • VII История и этнография
    1. Народы Камчатки, Чукотки, Курил, Сахалина и Алеутских островов.
    2. Эскимосы и индейцы Северной Америки.
    3. Открытие Чукотки и Камчатки
    4. Камчатские экспедиции (Беринг, Стеллер и т.д.)
    5. Крымская война и Камчатка.
    6. 6 Вторая мировая война и оборона Камчатки.
  • VIII ОБЖ
    1. Распределение груза при передвижении пешим машрутом
    2. Организация движения при передвижении пешим машрутом
    3. Распределение груза во время водного маршрута (сплав)
    4. Безопасность на плавсредствах (лодки, спасплоты, судно)
    5. Передвижение в горах и на склонах
    6. Гейзеры, фумаролы, горячие источники, источники с сильногазированной водой.
    7. Контакты с медведем.
    8. Выживание в лесу и горах; н.з.

Сложные экспедиции состоят из нескольких выездов и связанная с ними деятельность растягивается на годы.

В качестве

84

Группа участников Хакасской экспедиции.

примера

биолого-экологической экспедиции приведём совместную работу 57 школы с Хакасским гос. заповедником по созданию учебной базы для школьных практик в охранной зоне участка «Малый Абакан».

Организатором и руководителем экспедиции выступила Н.Ф. Штильмарк. В работе экспедиции и оформлении результатов приняли участие учителя Е.Л. Львова, А.А. Прокудин, А.Г. Юдина; сотрудники Хакасского гос. заповедника О.О. Липаткина, С.А. и В.С. Окаёмовы и множество специалистов различных областей в Хакассии, Москве, Красноярске и других городах, родители, школьники и студенты из Москвы и Хакассии.

Окончательное оформление закончилось, когда часть детского коллектива уже стала первокурсниками различных ВУЗов.

Предварительный этап.
Ядро группы сложилась за время обучения в средней школе. Практики, начиная с 5 класса: биостация «Экосистема» в Мытищинском районе, Звенигородская биостанция МГУ, Куршская коса, заповедники «Белогорье», Воронежский, Хопёрский, «Брянский лес», «Орловское полесье», Кондо-Сосьвинский.

Учебная задача экспедиции – знакомство с экосистемой горной пихтово-кедровой тайги.

Научно-методическая задача – разработка методически подкреплённого курса для школьных эколого-биологических практик на юге Западной Сибири. Написание и издание методических и учебных пособий.

 

8586

Информационная доска перед входом
на экологическую тропу. Хребет Шаман.

Указатель на экологической тропе. Хребет Шаман.

Практическая задача – создание экологической тропы рядом с территорией заповедника, в охранной зоне на хребте Шаман, вблизи кордона Тарташ.

В качестве игровой оболочки взята идея судебного заседания с использованием художественных приёмов, навеянных известными книгами: «КОАПП» М. Константиновского, «Лесная газета» В. Бианки, «Жалобная книга природы» Б. Дижур. Один из представителей местной флоры – Вейник Лангсдорфа подаёт в суд на Кедр сибирский (Сибирскую кедровую сосну) за нарушение основных прав растения (право на свет, воду, минеральные вещества и т.д.).

 

8788

Горечавка. Западный Саян.

Сатириды. Западный Саян.

Выезды осуществлялись в июле 2003 и августе 2004 года, за это время был обследован район, произошло подробное ознакомление с флорой и фауной, спроектирована, физически проложена и художественно оформлена тропа (схема, указатели, места отдыха, маркировка основных объектов). По ходу происходило начитывание литературы, распределение персонажей между детьми, написание, согласование и редактирование текстов.

 

Оформление закончилось изданием рабочих тетрадей, методической брошюры для учителя и книги, содержащей детские художественные и учебные тексты и учебное пособие по экологии для учителя и всех интересующихся тайгой (Тайга глазами зверей и детей, Москва, Р.Валент, 2005).

 

Пример

сложной многолетней историко-археологической экспедиции: работа школы на базе Херсонесского историко-культурного музея-заповедника (с 1997 года по настоящее время).

Херсонесская экспедиция не выросла из школьных практик, она существовала раньше как научная экспедиция, в которой использовались в качестве рабочей силы студенты, а учителя школы выступали как научные сотрудники.

Когда в качестве рабочей силы с учителями начали выезжать старшие школьники, помимо участия в раскопках для них были развёрнуты экскурсии, организованы практические и теоретические занятия по истории и археологии.

Планирование работ в экспедиции определяется тематикой научных работ музея с учётом программы специализированного гуманитарного класса, в котором в 9 классе изучается Античная история


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016