Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Из истории натуралистического движения России

А.Б. Маслов, кандидат биологических наук, методист МГСЮН

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2008
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

В 2008 году исполняется 90 лет государственной системе дополнительного образования детей и юннатскому движению России. Юннатское движение в стране возникло после создания в 1918 году в Сокольниках Биологической станции. Биологическая станция юных натуралистов (БЮН) им. К. А. Тимирязева была организована Отделом народного образования Сокольнического совдепа (СОНО) г. Москвы 15 июня 1918 года. Ее первоначальное наименование: «Станция юных любителей природы». Оригинал решения об организации станции хранится в Научном архиве Академии педагогических наук РСФСР (Теперь — Архив Российской Академии образования. А.К. Бруднов так характеризовал это событие: «В 1918 году в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное внешкольное учреждение — Станция юных любителей природы (с 1920 года— Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), положившее начало государственной системе внешкольного (дополнительного) образования детей». Зарождение юннатского движения в нашей стране с самого начала было тесно связано с деятельностью и с историей Центральной станции юных натуралистов. Юннатское движение стало той притягательной силой, вокруг которой в дальнейшем формировалась и развивалась натуралистическая, опытническая и, как теперь говорят, работа юннатов эколого-биологической направленности в стране. На Станции юннатов в Сокольниках в первые годы работало несколько натуралистических кружков. О некоторых из них мы только упомянем, на деятельности других остановимся подробнее. Статья носит характер предварительного исследования т. к. сведения по затрагиваемым в ней вопросам рассеяны по десяткам документов: статьям, книгам, документам архивных хранилищ и их планомерное изучение еще только начинается.

В один из июньских дней 1918 года многие жители Московской окраины — Сокольников останавливались у напечатанных крупным шрифтом небольших объявлений:

"Станция юных любителей природы Сокольнического Совета Рабочих Депутатов

Дети рабочих — школьники, подростки и рабочая молодежь, любящие природу, серьезно интересующиеся ею, и желающие изучать природу, приглашаются записываться постоянными практикантами на Станцию юных любителей природы. На Станции будут проводиться наблюдения над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности пчел) и других животных; опыты над различными растениями, составление коллекций и т. д. Прием бесплатный, число мест ограничено. Станция обращается также с просьбой ко всем юным любителям природы доставлять на Станцию интересные и редкие экземпляры животных (зверьков, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и т. д.), водящихся в Сокольниках и в Лосином острове. Запись и справки ежедневно, кроме понедельника и четверга, от 5 до 7 часов вечера (Сокольничья роща, Ростокинский проезд, дача Со<до>мова: телефон — Сокольники – 52, Станция юных любителей природы).

Заведующий станцией — Всесвятский".

По объявлениям записалось 17 человек детей в возрасте 10-15 лет. Появились первые юннаты, началось юннатское движение. Первое время каждый практикант под руководством педагогов Станции индивидуально вел в природе и на территории Станции наблюдения, которые ему были интересны — над птицами, животными, насекомыми, растениями. Практиканты также охотно ухаживали за растениями и животными на Станции, вели записи наблюдений и подробные дневники. Кружки на Станции появились позже. Первое затруднение, с которым столкнулся педагогический коллектив Станции, заключалось в большой неоднородности общей учебной подготовки детей. Поэтому в зависимости от уровня знаний и возраста детей условно разделили на старшую и младшую группы. В то время в стране еще не было общей государственной школьной программы. В программу обучения воспитанников Станции входило регулярное преподавание русского языка, математики, астрономических и метеорологических наблюдений, музыки, чтения, немецкого языка, техники монтирования биологических коллекций, рисования, фотографии. Классные занятия по биологии вел Б. В. Всесвятский. Проводились уроки по анатомии и физиологии растений и животных, по основам эволюционного учения, генетике и селекции, техники препарирования живых объектов, по основам работы с микроскопом и другие. Параллельно с классными занятиями детям предлагались разнообразные темы самостоятельных натуралистических работ: «Опыты с проращиванием семян», «Следы птиц», «Полевые мыши и их жизнь зимой» и много других.

Каждый из обучающихся по интересующей его теме по результатам опытов или данных научной литературы должен был уметь в течение двух недель написать реферат и зачитать (защитить) его перед сверстниками и преподавателями. Такое обучение являлось серьезной базой будущих успехов детей в их самостоятельной натуралистической работе.

К лету 1919 года у юннатов Станции уже более четко определились пристрастия и интересы в работе. Для удовлетворения этих интересов было сформировано четыре кружка: «Огородники» (ботаники); «Птичники», (орнитологи); «Насекомники» (энтомологи»); «Водолюбы» (гидробиологи). Работавшие в 1918 году на Станции в качестве приходящих, юные натуралисты с весны 1919 года поселились на Станции в колонии. Сама школа-колония на Станции была создана для юных натуралистов. Позже на БЮН были дополнительно организованы и активно работали следующие кружки: Сельскохозяйственный, Общественно полезный труд, Организация уголков живой природы и лабораторных занятий в школах, Труд и здоровье человека, Методика кружковой работы, Методика изучения эволюционного учения, Погода и сезонные явления. С 1919 года Биостанция выдвинула для опытной педагогической работы с детьми отрасли, наиболее доступные детям: огородничество, садоводство, пчеловодство, лесоразведение, «мелкое» животноводство, рыбоводство и, особенно, куроводство. К 1919 году на Станции юных любителей природы занималось около 60 человек…

19-21 марта 1924 года в Центральном доме крестьянина состоялась общемосковская конференция кружков юных натуралистов, созванная «летучим отрядом» Кружка натуралистов Биостанции.

В 1924 году 13-15 июня в Москве, при самом активном участии педагогов и членов Кружка юннатов Станции, был проведен Всесоюзный съезд юных натуралистов…

К 1926 году Кружок юных натуралистов Биостанции, организованный в 1919 году, являлся базовым, опытным кружком Центрального Бюро юных натуралистов. На основе опыта работы этого кружка, при его технической помощи Центральное Бюро осуществляло в те годы свое руководство натуралистическими кружками на местах. Это еще раз свидетельствует о том, что деятельность Биостанции и Кружка юных натуралистов оказывала большое положительное влияние на общее развитие юннатского движения в стране. Центральное Бюро проводило свою инструкторскую, руководящую работу через аппарат, состоявший из членов натуралистического кружка БЮН. Постоянно работало три отдела: организационно-инструкторский, отдел корреспонденции и издательский. Сам кружок юных натуралистов делился на две секции (по возрасту и опыту работы). Младшие юннаты входили в натуралистическую секцию (35 человек в 1926 году). Работа в ней определялась интересами детей: ботаники, энтомологи, орнитологи, метеорологи, астрономы и др. Они осуществляли только первоначальную, ориентировочную работу в природе. Более опытные и взрослые юннаты входили в исследовательскую секцию, вели уже более углубленную исследовательскую работу и специализировались на изучении целого ряда направлений и дисциплин…

Биостанция в целом и Кружок юных натуралистов являлись в те годы инициаторами ряда юннатских съездов и конференций местного и союзного масштаба, что дало большой положительный импульс для массового развития юннатского движения в стране в целом. Из изложенного выше очевидно, что Кружок юных натуралистов также играл очень большую образовательную, просветительскую роль в деле подготовки к самостоятельной натуралистической деятельности обучающихся в его стенах юношей и девушек. Очевидна и его большая роль в деле развития юннатского движения в стране. Таким образом, к 1926 – 1927 году Кружок юных натуралистов Центральной станции сформировался полностью. Без значительных изменений структуры или функций он продолжал активно и плодотворно работать до начала 30-х годов ХХ столетия. В начале 30-х годов для Станции юных натуралистов наступили большие перемены. Но это уже другая история, которая еще ждет своих заинтересованных исследователей.


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016