Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помощь сайту





ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Материальная поддержка сайта

Объявления:

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Google

...

Отдых и апартаменты в Болгарии . . . .






[ ]


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Формирование современной картины мира средствами биологии

Глушенков О.В.

(статья опубликована в Вестнике Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2008. — Вып. 11(67))

Аннотация. В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента, проведенного автором на основе изучения педагогического процесса, осуществляемого в Полевом учебном Центре "Экосистема" и доказывающие возможности биологии сформировать у учащихся экологическую картину мира, близкую к современной общенаучной картине мира. Такая возможность обеспечивается посредством применения экологического принципа, обуславливающего подачу биологических знаний в мировоззренческом аспекте. В эксперименте это привело к увеличению процента школьников со сформированной экологической картиной мира в 2,5 раза.


В Закон РФ «Об образовании» в 1992 году вошел важный пункт о том, что «…содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний…» (ст.14, п.2). На данном этапе развития цивилизации в соответствующих культурно-исторических условиях картиной, адекватной современному уровню знаний, является целостная общенаучная картина мира (КМ). Задача поставлена, но без разработки специальных подходов, форм и методов работы, процесс формирования современной картины мира в умах учащихся не будет иметь целенаправленный характер, представлять собой объединяющее начало.

Вырабатываемые в фундаментальных науках картины реальности, характеризующие неживую природу, органический мир и социальную жизнь, объединяются в качестве фрагментов целостной общенаучной КМ посредством фундаментальных идей глобального эволюционизма и историзма, обуславливающих их взаимозависимость. Биологическое образование, имеющее многолетний опыт использования идей эволюции и исторического развития несет в себе объединительный потенциал, способный сцементировать в единое целое представления, формируемые всеми остальными предметами.

Такие возможности в первую очередь необходимо искать в основах учения о биосфере и ноосфере и основах экологии. В недрах соответствующих им наук зародилась синергетика (теория самоорганизации), так как способность к самоорганизации изначально признавалась только за живыми объектами и, следовательно, они несут в себе фундаментальные идеи системности и синергизма. В возможностях биологического образования сформировать экологическую картину мира (ЭКМ), носящую синтетический междисциплинарный характер.

ЭКМ — это картина целостного мира в его экологическом аспекте, отражающая общие закономерности системно-структурного взаимодействия предметов мира и их сред; единая, интегральная, ценностно обоснованная концепция гармонизации социоприродных отношений на базе комплексного изучения взаимодействия человека, общества и природы [1]. ЭКМ выступает в качестве интегрирующего начала общего знания, непротиворечиво объединяющего естественные и гуманитарные, рациональные и внерациональные знания. В этом ракурсе ЭКМ может рассматриваться, как очень близкая к целостной общенаучной КМ.

По нашему мнению, такие возможности имеют место в системе биологического образования не только по причине того, что экология зародилась как биологическая наука, но, прежде всего, потому, что биология тем самым приобрела опыт использования экологического принципа. Экологический принцип, сформировавшийся в качестве исходного положения, выражающего основные требования к содержанию, организации и проведению процесса обучения основам экологии в школе, соответствовал потребностям образования на данном этапе развития общества и позволял представить рациональное знание в ясной, образной или образно-схематичной форме в виде модели. Однако, отнесенный к методическим принципам, он не смог противостоять требованиям общедидактических принципов к подаче знаний в онтологическом аспекте даже в «Основах экологии».

Под экологическим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию с целью раскрытия сущности и закономерностей экологических взаимосвязей в природе, выяснения их места и значения в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы в целом.

Основная часть

Мы считаем, что при отсутствии в школе курса экологии, школьная биология может стать ведущей в формировании ЭКМ у учащихся, целенаправленно используя мировоззренческие возможности экологического принципа. Влияние на подачу знаний в мировоззренческом аспекте обеспечит экологическому принципу результативность в плане формирования целостности представлений и в самом биологическом образовании.

Доказательством нашей позиции в отношении возможностей экологического принципа в биологическом образовании служат проведенные нами соответствующие методические исследования. Базой исследования была внешкольная структура — Московский полевой учебный Центр «Экосистема» (далее «Центр»), использующая в натуралистической работе с учащимися методы полевой экологии. В «Центре» была смоделирована ситуация, когда значительная часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие полевые исследования были направлены на выполнение практической части программ школьного биологического образования, часто не выполняемых в школе по различным причинам.

В соответствии с целью и задачами исследования по подпрограмме «Экологический ликбез» (48 часов) со школьниками проводились тематические экскурсии в природные экосистемы, а затем учащиеся в рамках подпрограммы «Эколог-исследователь» (24 часа) ставили простейшие полевые исследования, результаты которых докладывались ими на мини-конференциях.

Наиболее действенной их частью служил экологический принцип в подаче биологических знаний, немаловажную роль в результативности которого в биологическом образовании по формированию ЭКМ имел его основополагающий экосистемный подход. Он применялся как к знакомству или изучению природных объектов, и явлений на экскурсиях, так и при постановке исследовательских работ. Суть его заключалась в знакомстве или изучении интересующих природных объектов и явлений в рамках какой-либо экосистемы (лес, река, болото и др.), с выяснением всех взаимосвязей между объектами живой природы и окружающей их средой.

Методика исследования.

Определение уровня ЭКМ, сформировавшейся у школьников, происходило согласно классификации Т.В. Наймушиной — разработчика этого раздела в философии. Ею выделены ЭКМ частного уровня (химическая, зоологическая, историческая, техническая и т.п.), ЭКМ фундаментального уровня (космологическая, биологическая, социологическая, технологическая), с объединением их на двух надуровнях естественноэкологическом и гуманитарноэкологическом, а в конечном итоге в виде общей ЭКМ [1].

Сложность процесса исследования заключалась в нахождении объективированных путей и средств получения «обратной связи», изучения тех тончайших изменений, которые происходят в мировосприятии ученика. К тому же, процесс формирования картины мира в умах учащихся не соотносится напрямую с простым накоплением знаний и наращивание суммы знаний не приводит к формированию соответствующей картины мира.

Поэтому актуальным стало применение в исследовании новых подходов получения информации о социально-психологических компонентах сознания, образующих картину мира, разработанных С.В.Тарасовым [2]. Методика изучения категорий восприятия мира основывается на выявлении и обработке посредством контент-анализа смысловых единиц (категорий) информации, которую сообщает учащийся в ответ на предъявление стимульного материала (слов-символов).

Нами были использованы три группы стимульных слов: для определения сформированности уровней естественноэкологической КМ (трава, лисица, солнце, заяц); гуманитарноэкологической КМ (завод, планета Земля, человек, воздух) и этической социологической ЭКМ (костер, упаковка, еда, лес). Выявленная подсознательная информация дублировалась получением рефлексированных ответов с пояснениями на вопрос специального задания. И в этом случае ответы и пояснения, как единицы информации обрабатывались посредством контент-анализа.

Анализ полученного материала осуществлялся по группам классов: 5-6 классы; 7-9 классы; 10-11 классы, соответствующим установленным С.В. Тарасовым периодам развития категориальной структуры мировосприятия школьника [3]. Исследование проводилось среди школьников Москвы 11-16 лет, полностью или частично прошедших обучение в «Центре» по соответствующим программам с использованием экологического принципа в подаче биологических знаний (900 человек); предварительно у 600 человек был снят контрольный срез, позволивший оценить сформированность ЭКМ, на базе школьных программ.

Результаты и обсуждение

Перебор всего массива информации, полученного в результате исследования, позволил выявить процент школьников со сформированной ЭКМ и ее уровни. Как и предполагалось, применение экологического принципа в полевой работе при изучении природы, показало его высокую результативность.

На основании анализа рефлексированных ответов с пояснениями установлено, что экологическая картина мира формируется более чем у половины детей (у 68,1%) занимавшихся в «Центре». Это более чем в два раза выше, чем у школьников, не посещавших занятия в этом учреждении (31,9%). При этом доля детей со сформированной общей ЭКМ и социолого-биологической ЭКМ составила 47,2% и она в три раза выше по сравнению с учащимися, не посещавшими «Центр» (15,8%). Это означает, что использование экологического принципа сказалось в первую очередь на формировании общей ЭКМ и ее фундаментальных уровней, связанных большей частью обязательно с социальным блоком, т.е. ЭКМ мировоззренческого плана (рис.1).

Доля школьников со сформированными уровнями общей ЭКМ

Рис.1. Доля школьников со сформированными уровнями общей ЭКМ

Одновременно выявилась четкая закономерность формирования экологической картины мира в целом (независимо от уровня), от количества часов и вида занятий в «Центре» (соотносится с количеством посещений «Центра»). Только в процессе усвоения первой части курса «Экологический ликбез» (за одно посещение), ЭКМ формируется более чем у половины школьников (67,5%). При освоении курса «Эколог-исследователь» (не менее трех посещений) их количество увеличивается еще на 10%.

Среди 5-6-классников, посетивших «Центр» 1 раз ЭКМ сформировалась у 57% школьников , 2 раза — у 64%; среди 7-9-классников посетивших «Центр» 1 раз — у 61%, 2 раза — у 66,7%, 3 и более раз — у 70%; среди 10-11-классников посетивших «Центр» 2 раза у 71,5%, 3 и более раз — у 85,5%. То есть, у школьников, работающих по программе «Экологический ликбез» и посетивших «Центр» в первый и второй раз, эффективность формирования экологической картины мира возросла в полтора-два раза, по сравнению со сверстниками, обучавшимися только по школьным программам.

Курс обучения на основе подпрограммы «Центра» «Эколог-исследователь» оказывает существенное влияние только на старшеклассников, их число со сформированной ЭКМ возрастает на 14%, и слабо влияет на дальнейшее увеличение количества школьников со сформированной ЭКМ, среди 7-9-классников (3,3%). Скорее всего, прохождение этого курса в 7-9 классах, когда еще существенно не изменилась базовая школьная биологическая составляющая, преждевременно.

При дифференцированном анализе по группам классов, обращает на себя внимание высокая доля процента школьников со сформированной общей ЭКМ и близких к ней по целостности ЭКМ социологической и биологической, проявившихся вместе, у тех, кто посещал занятия в «Центре», возрастающая по мере старшинства и усвоения программ «Центра». На основе базисных школьных программ ЭКМ у школьников Москвы формируется лишь у 27-36%, и их число не увеличивается с возрастом по мере освоения новых предметов биологического цикла — в старших классах их меньше всего (рис.1).

Применение в контрольных срезах специально ориентированного стимульного материала позволило нам выявить сформированность ЭКМ, в подсознании учащихся, начиная с самых низших конкретных и частных уровней. Использование 1-й группы слов-символов: «трава, лисица, заяц, солнце» дало возможность определить долю учащихся со сформированными уровнями естественноэкологической КМ, большей частью онтологического плана.

На базе школьных программ, ЭКМ естественнонаучногого блока оказалась сформированной менее чем у половины школьников (у 42,7%), причем, большей частью, низшего конкретного уровня. Школьное биологическое образование с исключением из него предмета «Основы экологии», оказалось лишь в некоторой степени способным к формированию естественноэкологической КМ и ее фундаментальных уровней и то, благодаря тому, что изначально экология зародилась как биологическая наука, и основные ее законы установлены при изучении биологических объектов.

Постепенное освоение программного материала «Центра» приводит к увеличению доли учащихся со сформированной надуровневой естественноэкологической КМ на 5,4-16,5%, что выглядит менее эффективно по сравнению с формированием ЭКМ гуманитарно-социологического надуровня. Действие экологического принципа на формирование конкретных экологических закономерностей онтологического плана значительно слабее его мировоззренческого влияния. Этот факт доказывает чистоту нашего педагогического эксперимента в плане использования конкретных подходов в обучении учащихся в Центре.

В полевом учебном Центре «Экосистема» не преподается «Экология» как предмет, то есть подача знаний в онтологическом аспекте сведена к минимуму. Знания учащиеся получают в мировоззренческом аспекте через экосистемный подход экологического принципа в их обучении биологии. Чтобы важные экологические закономерности стали превалирующими в подсознании учащихся, необходима целенаправленная работа по подобным вопросам в онтологическом плане в рамках обучения биологии в школе.

Вторая группа стимульных слов позволила выявить сформированность технологического блока общей ЭКМ. Результат оказался столь высок (сформирована у 76% школьников), а ответы столь однозначны, что сразу стало ясно: нельзя все это ставить в заслугу только системе биологического образования. Отношение к производству, как к источнику загрязнения нашей планеты сформировано средствами массовой информации (СМИ). Роль биологического образования в этом случае сведена в большей степени к подтверждению некоей достоверности информации подаваемой СМИ, т.е. если и в биологии говорится о загрязнении среды производством, то информация, полученная из СМИ, заслуживает доверия и закрепляется. В этом случае, на такой изначально мощной базе, воздействие экологического принципа невозможно полноценно отследить. Оно в некоторой степени проявляется в небольшом увеличении количества детей со сформированной социологическо-технологической ЭКМ (на 6%) .

Ситуация по формированию ЭКМ социологическо-технологического направления воспринимается двояко. Мы можем оценить этот факт как положительный с точки зрения того, сколь многого можно добиться с помощью средств массовой информации, если их возможности направить на формирование экологической культуры у населения. Сформировавшееся же однозначно негативное отношение к производству, как к губителю природы, не просто настораживает, а вызывает серьезные опасения. Все-таки, в умах подрастающего поколения нужно формировать сбалансированное представление о насущной необходимости производственной деятельности для всего человечества и реальных возможностях сведения к минимуму вреда для окружающей среды и самого человека. На этом примере мы убеждаемся в значимости роли образования в формировании объективных представлений, в сравнении с другими социальными институтами.

Высокой оказалась доля московских школьников со сформированной этической социологической ЭКМ (54%), свидетельствующей о проявлении у них экологической культуры поведения, формирование которой относится к воспитательному процессу, а его наскоком не ускоришь и не усилишь. Краткосрочность пребывания учащихся в «Центре» не позволяет оказать существенное влияние на процесс формирования экологической культуры Усилиями педагогов «Центра» удается лишь несколько повысить уровень экологической культуры среди школьников, взаимоотношений человека и природы и увеличить их долю до 62%.

Выводы

На основании результатов анализа мы можем констатировать:

1. В процессе обучения биологии в школе, имеющиеся в программах элементы экологических знаний, подаваемых в онтологическом аспекте, приводят к формированию экологической картины мира у 27-36% школьников, тогда как дополнительное к школьной программе освоение биологических знаний поданных в мировоззренческом аспекте с использованием экосистемного подхода в рамках эксперимента формируют ЭКМ у 57-85% школьников.

2. Как и предполагалось, воздействие экологического принципа на подачу знаний в мировоззренческом аспекте обеспечило результат в плане целостности представлений в школьном биологическом образовании, и главное, обеспечило формирование общей ЭКМ и ее фундаментальных уровней, большей частью обязательно связанных с социальным блоком, т.е. близких к целостной общенаучной КМ.

3. Действенность экологического принципа в подаче биологических знаний, направленных на формирование ЭКМ и целостности представлений о мире, можно считать доказанной и рекомендовать его активное использование в биологическом образовании в школе и при написании учебников.

Литература

1. Наймушина Т.В. Экологическая картина мира как форма интеграции экологического знания: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. Пермь, 2005.

2. Тарасов С.В. Категориальные структуры мировосприятия школьников как предмет психолого-педагогических исследований: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб., 1996.

3. Тарасов С.В. Образ мира: опыт изучения категориальных структур мировосприятия школьников. Научное издание. — СПб., 1996.


Данная публикация подготовлена при поддержке Международной программы стипендий Фонда Форда. Выводы и мнения автора, содержащиеся в этой публикации, отражают исключительную точку зрения автора и необязательно совпадают с мнением Международной программы стипендий Фонда Форда или ее спонсоров.

Автор выражает признательность Фонду Форда за поддержку.



Полевой Центр Фотогаларея Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Если Вы хотите передать привет биостанции - посетите нашу гостевую книгу
или группу поклонников Биостанции "Экосистема" на сайте .

Читайте также статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

а также некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции "Экосистема":

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

Ищете подарок любителю природы ?
Цветной определитель птиц + диск с голосами птиц - 15% скидка =
лучший подарок из нашего некоммерческого Интернет-магазина всего за 500 р !

Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



[ нож на подарок парню ] [ ] [ ] [ ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Вы также можете оказать материальную поддержку сайту


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2013