Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Исследования экосистемы "Соленого озера" с младшими школьниками

Карапетян Светлана Ивановна
учитель младших классов филиала МОУ СОШ № 5, хутор Солёное Озеро, Ставропольский край

(см. также детскую исследовательскую работу  "Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»", выполненную под руководством автора)

Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматься экологическим воспитанием нужно с раннего возраста. Уже с детства необходимо воспитывать человечность, доброту, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.

Принцип деятельностного подхода к обучению определяет не только необходимость "приближения" получаемых младшим школьником знаний к различным деятельностям, но и практическую направленность процесса изучения каждой образовательной области, использование инноваций в учебном процессе. Моя инновационная деятельность связана именно с локальной инновацией, так как я занимаюсь исследовательской деятельностью в своем регионе.

Чтобы обойти озеро вокруг потребуется 2,5-3 часа

Сейчас много говорят об инновационном процессе в образовании, но что же такое инновации? Это когда делаешь "что-то не так", не по схеме, не как тебя учили и не как делают другие. Преодоление трудностей, решение проблем, заставляют искать пути выхода из создавшейся ситуации и нередко дают положительный эффект. Испытывая определенные трудности в преподавании регионального компонента, я решила, что проблему можно решить в рамках деятельностного подхода к обучению, расширить и углубить знания ребят о своём регионе, своей Малой Родине.

Сколько же времени педагог-новатор должен отдавать инновациям, а сколько традициям? И как учителю с традиционными взглядами стать новатором? Нужно ли это вообще? Может быть, работать «по-старинке» не так уж и плохо? Я думаю, что традиции – это фундамент инновации, потому что через некоторое время приходят новые идеи и, та, твоя, которая была инновацией, успешно внедряется, и стала уже традицией. Я полагаю, чем новационней традиции, тем больше шансов выдвинуться новой инновации. Из своей практики могу сказать, что в школе любой творческий учитель был и есть новатор. И таких большинство. Другое дело: в каких условиях трудится этот новатор. Сейчас я занята восполнением пробела в изучении регионального компонента у нас в школе, так как я хочу, чтобы все, а прежде всего дети, узнали в каком прекрасном месте мы живём.

Мы занялись исследованием заказника «Соленое озеро», о котором не упоминается в программе. При этом я стараюсь передать детям моё мироощущение: любить свою Малую Родину, природу, свой хутор, улицу, школу. Я согласна с тем, что инновации никогда не следует оценивать по масштабу внедрения, так как то, что прекрасно работает в одном месте, вовсе не будет работать в другом месте, при других условиях. Оценивать всегда следует только конкретные результаты, полученные в конкретном месте (и сравнивая с предыдущими, полученными там же). Но если сегодня из 16 учеников моего класса-комплекта 3 занимаются исследованиями, пусть детскими, наивными, нужно говорить, что это почти 20% , то это и не так мало. Остальные ребята с удовольствием включаются в микроисследования, имея перед собой образец. И если мы за 2 года исследовательской деятельности имеем уже более 10 грамот и несколько призовых мест различного уровня от регионального, до всероссийского, то это и есть стимул, пример для подражания. Это моя инновационная деятельность, моя локальная инновация, хотя вообще в этом нет новшества.

Действует ли это, помогает ли прививать ребятам те качества, о которых говорилось выше? Так, например, 22 ноября 2009 г. в селе Сухая Буйвола Петровского района прошёл зональный тур 15 краевой научно-практической конференции школьников «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья». Учащиеся начальной школы хутора Соленое Озеро филиала МОУСОШ №5 принимают участие в ней второй раз. В этом году наряду с сертификатами участия, которые получили все участники, Карапетян Андроник (2 класс) и Костин Вадим (4 класс) были удостоены грамот и оказались третьими в секции «Зоология» (см. детскую исследовательскую работу "Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»"). В прошлом году у нас было I место.

Впечатления у ребят от участия в такого уровня конференции остаются незабываемые. Прежде всего, конечно же, от общения с доктором биологических наук, профессором Ставропольского госуниверситета Хохловым Александром Николаевичем. К ребятам профессор, доктор наук обращается как к равным себе коллегам. Каждая работа внимательно выслушивается, серьёзно рассматривается, и профессор дает нужные советы как дальше продолжать работу. Во-вторых, мы единственные представители начальных классов. Здесь в основном выпускники: 9-11 классы. Но нас принимают. А с каким интересом слушали их на следующий день одноклассники! И уже через день ребята наперебой рассказывали, как улетают журавли, выстраивая ровные клинья и сколько лебедей на водоеме, а один мальчик подобрал на дороге и принес в школу гуся с переломанной лапой. Разве это не результат?

В охраняемой зоне заказника «Соленое озеро» прозвучал выстрел

Сухой материал, пусть даже с картинками, заучивается очень плохо. А если после экскурсии мы сразу же смотрим фильм, обсуждаем его, все воспринимается гораздо острее, точнее, интереснее. Маленькие дети поднимают большие проблемы. Сейчас проблемы экологии стоят очень остро. Мы даже и не подозреваем, какой вред наносим сами себе. Взрослые не понимают что творят, а что уж говорить о детях, которые впитывают в себя весь негатив как губка. Если присмотреться, понаблюдать даже детским взглядом, то можно многое увидеть и понять. А можно закрыть на всё глаза. Мы много слышим о пропаганде здорового образа жизни, но ведь пропаганда экологического воспитания не менее важна и неразрывно связана со здоровым образом жизни.

Не будем далеко ходить и поговорим о нашем заказнике «Соленое Озеро». Думаю, это проблема не только наша. Если пройтись по берегу озера, а это и есть заказник, то можно собрать тонны мусора, который остается после человека. И птицы уже привыкли к нему, они адаптируются, как и любой живой организм к среде обитания, однако численность их становится все меньше. К нам в школу часто заезжает егерь и проблемы экологии заказника нам знакомы изнутри: это и свалки мусора на берегу озера, и использование запрещенных ядохимикатов для протравливания посевов от мышей, и осушение водоемов для полива культур и выжигание травы, якобы для омоложения, а на самом деле это уничтожение ценных лекарственных трав и выращивание сорняка. Хотя известно и не зоологу, что многие животные сами себя лечат этими же травами, которые для них уничтожают пастухи.

Ещё одна проблема это охота. Наверное, это интересное дело и охотничий азарт не плохо, но… В этом году у нас на пресном водоеме нет лебедей! Они не прилетели. Была одна пара, да и то лишь в начале осени. Затем в самом начале ноября здесь отдыхали 9 лебедей несколько дней и всё. Для сравнения скажем, что в прошлом году здесь перед дальним перелетом в Африку и Малую Азию отдыхало 45 лебедей с сентября по январь, до самого ледостава.

Подходя к проблеме изучения регионального компонента творчески, нельзя ограничиваться лишь сухими энциклопедическими данными или экскурсиями. Возникает желание исправить ситуацию и привнести в общий вклад что-то своё, добавить к программе изучения регионального компонента свои исследования и знания. И тогда на помощь приходят современные методы и средства обучения, компьютерные технологии, позволяющие вывести накопленный опыт на новый уровень.

Изучив программное содержание регионального компонента, я обнаружила, что из водоемов края в начальных классах рекомендовано изучать озеро Маныч и Сенгелеевское водохранилище. Выходит, что за короткое время, отведенное на уроке как дополнительный материал, я должна буду рассказывать о значении для края этих водоёмов, и, может быть, вскользь, упомяну о нашем природном водоеме озере Лушниковское, которое имеет мировое значение для мигрирующих околоводных и водоплавающих птиц. Имея на вооружении достаточно простые и доступные всем средства я собрала свой материал по региональному компоненту в свою электронную энциклопедию, которая пополняется исследованиями ребят. Ребятам нравится быть причастными к большому делу, чувствовать значимость своей работы.

Конечно, заниматься серьёзной научно-исследовательской работой с детьми младшего школьного возраста очень трудно, так как ни дети, ни их родители еще до конца не осознают важности этой работы, хотя познавательный интерес формируется уже в этом возрасте и кто знает, возможно, это станет делом всей жизни и профессией, а может это останется хобби, но то, что уроки доброты, приобретенные ребенком в соприкосновении с живой природой не пройдут даром, это уж точно.

(см. также детскую исследовательскую работу "Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»")


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016