Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды»

В настоящее время важным направлением в основном и дополнительном образовании детей является учебно-исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Большую роль в такой деятельности играют инструментальные исследовательские методы, поскольку без владения инструментальными методами исследования невозможно выполнение исследовательских работ высокого уровня. Овладение школьниками подобными методами является серьезной подготовкой для проведения исследовательской деятельности в рамках вузовских программ.

Выступление на конфренцииВ 2005 году по инициативе учебного центра ЗАО «Крисмас+» (Санкт-Петербург) в рамках региональной акции «Дни защиты от экологической опасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» для образовательных учреждений основного и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области был предложен новый конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды».

ЗАО «Крисмас+» производит и поставляет материально-техническое и методическое оснащение для проведения инструментальных исследований. Это учебно-методический комплекс «Экологический практикум», который благодаря своей универсальности, многопредметности и функциональности, получил рекомендательный знак Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения (удостоверение №12 от 29 сентября 2004 г.), имеет сертификацию на соответствие педагогическим, эргономическим, эстетическим требованиям системы «УЧСЕРТ» Российской академии образования. Все изделия, входящие в состав учебно-методического комплекса «Экологический практикум», выполнены на уровне современных требований к продукции учебно-научного назначения и соответствуют научно-педагогическим, эстетическим, эргономическим, техническим требованиям. Применение учебных изделий безопасно для детей и взрослых, а сами изделия имеют высокие потребительские качества и современный внешний вид. Поэтому закономерно, что конкурс называется «Инструментальные исследования окружающей среды», а не иначе.

Цель конкурса: содействие формированию у молодёжи экологического мышления и комплексного подхода к решению проблем окружающей среды на основе фактических данных о её экологическом состоянии, полученных с использованием инструментальных исследовательских методов и оборудования, в частности производства ЗАО «Крисмас+».

Задачи конкурса

1. Формирование у учащихся умений в области научных исследований:

  • подбирать тему исследования в соответствии с актуальными экологическими проблемами своего района (региона);
  • ставить цель и задачи исследования в соответствии с выбранной темой;
  • подбирать в соответствии с целью и задачами методики исследования;
  • проводить экспериментальные исследования в соответствии с выбранной методикой;
  • обрабатывать результаты и объяснять их, делать выводы по полученным результатам исследования и по работе в целом;
  • оформлять исследовательскую работу и презентационный материал в соответствии с государственными стандартами оформления научных работ, представлять свою работу на научно-практической конференции.

2. Поддержка исследовательской деятельности школьников, оказание методической помощи педагогам – научным руководителям школьных работ.

Конкурс был поддержан организациями, которые делегировали в оргкомитет конкурса своих представителей:

  • 1. Федерация Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • 2. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга.
  • 3. Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
  • 4. Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
  • 5. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
  • 6. Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Активное участие в организации и проведении конкурса принимают специалисты образовательных учреждений, вузов Санкт-Петербурга: Ленинградского областного института развития образования, Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет и др.

Среди отличительных особенностей конкурса можно выделить следующие:

  • 1. К участию принимаются только работы, выполненные с применением инструментальных методов и методик исследования природных объектов. Работы с иной тематикой не принимаются.
  • 2. К оформлению исследовательских работ и к докладам предъявляются определенные требования, которые прошли согласование со специалистами в области образования, преподавателями вузов, педагогами.
  • 3. Разработаны методические материалы, содержащие опыт участников за несколько лет: тематика работ, тезисы, а также типичные ошибки, допущенные при написании работ. Данные материалы распространяются среди участников конкурса и доступны в сети Интернет.
  • 4. К оценке конкурсных материалов активно привлекаются преподаватели вузов, тем самым развиваются творческие с факультетами, которые готовят специалистов в области охраны окружающей среды, природопользования, экологического и естественнонаучного образования.
  • 5. Для руководителей исследовательских работ организуется методический семинар, на котором рассматриваются общие вопросы участия в конкурсе, требования к конкурсным материалам. На семинаре выступают опытные педагоги и методисты, наиболее компетентные в области учебно-исследовательской работы учащихся и оформления материалов.
  • 6. По итогам конкурса участникам даются рекомендации по исправлению замеченных недостатков в работах и докладах. Рекомендации содержатся в письменном виде в рецензии эксперта и отзыве оргкомитета.
  • 7. Организуется районный (региональный) этап, в котором учащимся предоставляется возможность выявления достоинств и недостатков в работе и докладе, а педагогам - научным руководителям на реальных примерах повысить свои знания по руководству написанием исследовательских работ.
  • 8. Работает страничка конкурса в сети Интернет на сайте «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru и сайт в Интернете http://www.eco-instrument.narod.ru

Ожидаемые результаты конкурса: участвуя в учебно-исследовательской работе, школьники овладевают на достаточно высоком уровне инструментальными исследовательскими методами и методиками исследования показателей состояния окружающей среды, представления результатов, оформления докладов в соответствии с требованиями к научным работам и докладам, тем самым у них формируется комплексный подход к решению проблем окружающей среды на основе фактических данных о её экологическом состоянии. На основе накопленных данных развивается сеть общественного экологического мониторинга, которая может оказывать влияние на принимаемые решения местных органов власти и на формирование общественного мнения в области охраны окружающей среды.

Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» четко определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается четко определенная методика исследования природного объекта с получением результатов, которые в дальнейшем подвергаются объяснению и интерпретации. Для исследования должен быть выбран объект (природный, природно-антропогенный), подобрана методика исследования. В итоге, полученные результаты интерпретируются. Исследование должно выявлять конкретные экологические проблемы рассматриваемого объекта (местности), влияние этих проблем на окружающие объекты, здоровье людей. Эти проблемы должны быть в центре внимания исследовательской работы. Ценность работы повышается, если автор самостоятельно использует современную учебную инструментальную базу. В качестве объекта также может служить методика проведения исследования, либо сравнение одной методики с другой общеизвестной, широко применяемой методикой, что дает возможность оценить относительную погрешность предлагаемой методики. В обоих случаях должна быть проверена апробация на каком-либо конкретном примере.

В общем случае, объектами исследования должны быть любые природные объекты (реки, озера, моря), атмосферный воздух, воздух в жилых и учебных помещениях.

На конкурс не принимаются работы, посвященные общеэкологическим вопросам, вопросам формирования экологической культуры, биологического разнообразия, распространенности растений и животных без привязки к конкретным экологическим проблемам.

Примеры работ, участвовавших в конкурсах:

  • 1. Анализ результатов наблюдений за экологическим состоянием реки Карасты.
  • 2. Исследование эффективности очистки питьевой воды фильтром «Гейзер -3».
  • 3. Береговой портрет Невы (результаты экспедиции по Неве 12-15 сентября 2007 г.).
  • 4. Оценка экологического состояния прудов парка «Сергиевка» по контролю приоритетных загрязнителей.
  • 5. Экологический мониторинг Разметелевского сельского поселения.
  • 6. Комплексная оценка антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника «Парк Монрепо».
  • 7. Характеристика водорослей как одного из факторов эвтрофирования водоемов.
  • 8. Изучение микробиологических показателей воздуха в школьных помещениях.
  • 9. Соя-продукт 21 века (в работе соевый белок исследовался на хроматографе).
  • 10. Мониторинг экологической оценки почвенного покрова прибрежной зоны Муринского ручья.

I конкурс был проведен в 2005-2006 учебном году. В итоговой конференции, которая прошла в апреле 2006 года на базе школы №309 Центрального района г. Санкт-Петербурга, приняло участие 73 учащихся, 25 педагогов – руководителей исследовательских работ из 23 образовательных учреждений.

Итоговая конференция II конкурса (2006-2007 учебный год) проходила в апреле 2007 года в школе №309 Центрального района г. Санкт-Петербурга и в Агроэкологическом центре «Петербургская усадьба». В ней участвовало 120 учащихся, 40 педагогов – руководителей исследовательских работ из 30 образовательных учреждений.

В III конкурсе (2007-2008 учебный год) кроме учеников из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, принимали участие воспитанники экологического кружка Детского эколого-биологического центра им. А.И.Антропенковой города Сортавала республики Карелия. Таким образом, мероприятие получило статус межрегионального конкурса. В итоговой конференции приняло участие 118 учащихся, 55 педагогов – руководителей исследовательских работ из 35 образовательных учреждений. По сравнению с предыдущим конкурсом произошло некоторое снижение количества участников за счет более строгого отбора работ по тематике и по качеству, также было введено ограничение – не более 3 работ от одного образовательного учреждения.

В рамках IV конкурса (2008-2009 учебный год) по инициативе образовательных учреждений, перед основным этапом был проведен первый этап конкурса, который называется районный (региональный). Он прошел на базе образовательных учреждений, активно работающих в направлении экологического образования и воспитания Санкт-Петербурга, Ленинградской области и некоторых других регионов России.

На основной этап конкурса работы поступали по решению районных (региональных) оргкомитетов, а при их отсутствии – непосредственно от участников. При этом проводился отбор работ на основании заявок. В основном этапе конкурса приняло участие 108 учащихся, 60 педагогов – руководителей исследовательских работ из 38 образовательных учреждений школ С.-Петербурга, Ленинградской области, Костромской и Псковской областей (из Ленинградской области – 10 шт.). Участники, которые не смогли приехать на конференцию, участвовали в конкурсе заочно (респ. Бурятия, Краснодарский край, Астраханская, Липецкая, Псковская, Тверская области).

Каждому участнику конкурса для написания исследовательской работы необходимо выявить актуальную и социально значимую проблему, сформулировать тему работы, в соответствии с ней поставить цель, задачи, проанализировать источники информации по выбранной теме, подобрать соответствующие методики исследования, сделать выводы по работе и дать практические рекомендации.

Работы на базе школ учащиеся выполняют чаще всего во внеурочное время, выполнению исследовательских работ на высоком уровне способствуют знания, полученные по таким предметам, как природоведение, естествознание, биология, химия, экология, физика, география, ОБЖ. Достаточно широкими возможностями обладает система дополнительного образования детей, а именно – биолого-экологическое направление (детские экологические центры, станции юных натуралистов, биолого-экологические образовательные комплексы).

Участники конкурса выполняли исследовательские работы на базе своих образовательных учреждений, творческих объединений, а некоторые – при поддержке научно-исследовательских лабораторий, различных организаций. Материал для работ участники собирали во время экспедиций, организуемых силами учреждений.

Многие конкурсанты при выполнении исследовательских работ совершенствовали свои теоретические знания и практические умения в экологических лагерях, выступали на других конференциях и олимпиадах: школьные конференции и чтения, районный и областной этапы Всероссийской олимпиады по биологии и экологии, международная БИОС-олимпиада, Всероссийская конференция старшеклассников и студентов «Интеллектуальное возрождение» и др.

Название конкурса подчеркивает необходимость использования определенного материально-технического и методического обеспечения исследовательской деятельности. Многие коллективы использовали комплектное оборудование производства ЗАО «Крисмас+»: мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У», комплектные лаборатории исследования воды «НКВ», ранцевые лаборатории исследования водоемов «НКВ-Р», тест-комплекты, а также поставляемые к ним дополнительно приборы для определения физико-химических параметров.

Все это способствовало высокому уровню представленных на конкурс работ.

Школьники по итогам исследований предлагали пути решения выявленных экологических проблем.

За прошедшие годы объектами исследования стали особо охраняемые природные территории, сады и парки, реки и каналы, озера, пруды, побережья морей, экосистемы болот и лесов, почвы, продукты питания и др.

Начиная с 2009 года для представителей образовательных учреждений – победителей и активных участников конкурса Центр реализации социально-экологических программ ООО «Консенсус» совместно с учебным центром ЗАО «Крисмас+» организует поездку по экологическому направлению в Данию. Цель поездки - ознакомление с достижениями в сфере охраны окружающей среды, с экологической культурой на примере высоко развитого индустриально-аграрного малого государства. Программа включает в себя посещение культурно-исторических центров Дании, а также мусороперерабатывающего завода и экологической фермы. По окончании поездки каждому участнику вручается международный сертификат. Первая поездка состоялась с 28 апреля по 4 мая 2009 года, подобные поездки планируются и в дальнейшем.

Таким образом, конкурс за эти годы доказал свою востребованность, стал традиционным и занял свою нишу в образовательном пространстве многих регионов России, в том числе и Ленинградской области.

Координаты организаторов конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»

Учебный центр ЗАО «Крисмас+», Мельник Анатолий Алексеевич
191119, Россия, Санкт-Петербург, ул. К. Заслонова, 6.
(812) 575-54-07, 575-50-81, 575-55-43, 575-57-91, факс: (812)325-34-79 (круглосуточно).
E-mail: eco-instrument@ya.ru, metodist@christmas- plus.ru

Эколого-биологический центр «Крестовский остров», Ляндзберг Артур Рэмович
197110, Россия, Санкт-Петербург, Крестовский пр., д. 19
(812) 237-07-38, 237-04-18,
E-mail: ar_efa@pochta.ru

Сайт конкурса в Интернете http://www.eco-instrument.narod.ru/


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016