ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ

Электровоз в Ромашково (экскурсия с классом в осенний лес)

В.Е. Зайцева, учитель гимназии № 1567 г.Москвы,
Е.В. Чудинова, вед. научный сотрудник Психологического института им.Щукиной РАО

В этой работе представлена методика проведения выездного занятия для учащихся 8 биологического класса по биоразнообразию. Это занятие может быть проведено и с учениками общеобразовательных классов, начиная с 5-6-го. Чтобы наш рассказ был более содержательным, мы включили в него фрагменты детских работ, выполненных по окончании экскурсии, а также добавили фотографии, сделанные учеником 8-го класса Володей Адашевым.

Части текста методики чередуются далее с фрагментами работ учеников, которые выделены наклонным шрифтом. Детские высказывания включены в текст без редакторской правки. Это даёт возможность увидеть работу детскими глазами.

Время года: в начале учебного года (в первой половине сентября).

Оптимальная численность экскурсионной группы: 15-25 человек. Желательно участие нескольких специалистов-биологов или кружковцев-старшеклассников, хорошо знающих флору и фауну данной местности.

Выбор площадки.

Предварительный подбор площадки для проведения самостоятельной работы детей не обязателен. Учитель, проводя группу детей по маршруту и, естественно, рассказывая о встреченных интересных объектах, может познакомить учащихся с несколькими видами растений и грибов, со следами деятельности животных. В нашей практике принято рассматривать бересклет, бузину, крушину, одноклеточные водоросли, живущие эпифитно на стволах деревьев, цианобактерии по краям сохнущих луж (см. фото1), какой-либо вид трутовиков (чаще всего трутовик окаймленный), следы деятельности дятлов.

По ходу движения учитель присматривает место, удобное для базирования группы. Это может быть кострище с бревнами рядом, поваленное дерево на краю поляны, то есть место, где вся группа может расположиться. В качестве площадки для работы подходит любой участок леса рядом с местом базирования.

«06.09.08 мы пошли в лес. Начну с того, что мы видели по дороге к месту практической работы. В пруду, заросшем ряской (я узнал, что ряска, оказывается, цветковое растение!) мы увидели 34 утки кряквы. Потом мы рассмотрели недотрогу мелкоцветковую и железистую, отличили бузину от рябины, узнали о том, что крушина ломкая имеет слабительный эффект, видели бересклет бородавчатый и липу, и увидели почти в луже колонию цианобактерий.»
Александр Л.

Постановка задач самостоятельной работы учащихся.

Экскурсионная группа делится на пять команд. Задача предъявляется в следующем виде: «Сейчас мы ограничим с помощью веревок площадку 25х25 метров. Каждая группа должна будет найти в пределах этой площадки как можно больше видов живых существ. Первая группа будет искать цветковые растения. Вторая группа – нецветковые растения. Третья группа – беспозвоночных животных и следы их деятельности. Четвертая – позвоночных животных и следы их деятельности. Пятая группа – грибы.

Собирать найденное надо, стараясь причинить природе наименьший ущерб (срезать небольшую веточку с дерева, выкопать одно травянистое растение, осторожно ловить животных, чтобы по окончании работы их можно было выпустить, и т.д.) Все находки принести на место базирования группы и постараться по определителям и справочникам узнать названия видов найденных живых существ. При необходимости можно прибегать к помощи консультантов. В заключение каждая группа представит остальным результаты своей работы.»

Огораживание площадки и раздача оборудования.

15-20 минут уходит на огораживание площадки, которое следует начать с привязывания двух веревок к к одному дереву и протягивания их под прямым углом друг к другу. Концы этих веревок привязать к деревьям, а оставшиеся две веревки протянуть навстречу другу от полученных вершин образовавшегося четырехугольника. Важно организовать дело так, чтобы веревки не запутались, поэтому в огораживании должна участвовать не вся группа. Учащиеся, не занятые привязыванием и разматыванием веревок, получают в это время оборудование.

• Группа № 1: пакеты для сбора растений, копалки, определители цветковых растений, ручные лупы.
  • Группа № 2: пакеты для сбора растений, копалки, определители и справочники по папоротникообразным, мхам, водорослям, лишайникам, ручные лупы.
  • Группа № 3: банки, пластиковые бутылки, пузырьки, аптечные пробирки, спичечные коробки и другие небольшие емкости с крышками для сбора животных, лупы, энтомологические сачки (если есть), определители и справочники по насекомым и другим беспозвоночным.
  • Группа № 4: стеклянные банки для лягушек, пакеты, определители, справочники по позвоночным животным.
  • Группа № 5: пакеты, банки и другие емкости для сбора, справочники по грибам.

«Потом мы пришли на участок исследований, разбились на группы, а каждой группе было дано задание. Наша группа занималась грибами. Мы отгородили участок площадью 625 квадратных метров для всех групп, и все начали искать на нем представителей своей сферы исследований.
Было 5 групп:

• Цветковые растения
  • Нецветковые растения
  • Беспозвоночные животные
  • Позвоночные животные
  • Грибы»

Сбор материала.

Вносимый в деятельность детей при такой постановке задачи элемент соревнования побуждает каждую команду найти как можно больше видов. На сборы и определение уходит от часа до двух часов. Учитель помогает каждой группе не только в определении, но и в упорядочивании собранного материала.

«После двух часов поиска наша группа нашла много разнообразных видов грибов, которые мы разделили на растущие в почве и на деревьях. Следующей нашей задачей было, по возможности, определить, какое каждый гриб имеет название. После небольшого перерыва мы начали рассказывать и показывать то, что мы нашли.»
Никита Г.

Водоросли:

• 1.Хлорокок
  • 2.Трентеполия»

Георгий У.

«Нашей задачей было найти на участке 625 метров в квадрате как можно больше цветковых растений.

Цветковые

• 30. калина обыкновенная
  • 31. березы»

Софья К.

«Тема нашей группы – Беспозвоночные

• 1. Виды беспозвоночных, которые мы обнаружили:
    • a. Слизень большой (10см) (впоследствии были найдены ещё три особи)
  • 2. (Был найден под листвой на земле)
    • a. Арион бурый
  • 3. (Обнаружили под корой сгнившего дерева)
    • a. Малоколимакс (4 особи)
  • 4. (Все также были найдены под корой сгнившего дерева)
    • a. Яйца слизняка (были похожи на крупные икринки)
    • b. Дождевые черви (3 особи)
  • 5. (Были найдены под корой пня)
    • a. Чернотелка лесная (4 особи) (Были найдены под корой сгнившего дерева и одна в траве)
    • b. Жужелица зернистая (была найдена под листвой)
    • c. Жужелица лесная (4 см) (была найдена возле старого пня)
    • d. Жужелица (2,5 см) (её мы не смогли определить)
  • 6. Личинка усача (её нашёл участник другой группы под корой старого пня)
  • 7. Костянка (обнаружили в полусгнившей древесине упавшего ствола дерева )
  • 8. 4 вида пауков
  • 9. 1 вид комаров
  • 10. 1 вид мух
  • 11. 2 вида муравьев
  • 12. 4 вида пауков
  • 13. Сенокосец (обнаружили в щели коры березы у её основания)
  • 14. Стафилин (Был найден на земле)»

Володя А.

«Копались мы там с 11.00 до 13.00, после чего стали готовится к докладу по своей теме.»

Обсуждение результатов работы.

Далее еще 30-40 минут уходит на выступления групп. Каждая группа демонстрирует собранное, и все заносят в экскурсионные блокноты списки обнаруженных видов. Полезно, чтобы дети при помощи учителя давали содержательную оценку каждому выступлению. Во избежание монотонности учитель рассказывает интересные факты о каких-либо представленных детьми объектах, указывает на незамеченные детьми виды или следы деятельности животных. Также после выступления первых двух групп полезно поставить перед детьми вопрос: почему мы начали с выступлений именно этих групп? Этот вопрос натолкнет детей на высказывания о роли растений как продуцентов в сообществе.

После выступления четвертой группы нужно спросить детей, почему этой группе удалось найти сравнительно немного.

«Позвоночные животные.

• 1. черный дятел
  • 2. кроты
  • 3. мыши
  • 4. бурозубка
  • 5. чижи
  • 6. земляника
  • 7. вороны
  • 8. синицы
  • 9. зарянки
  • 10. травяные лягушки (с пестрым брюшком и линией над глазом)
  • 11. остромордая лягушка»

Александр С.

В дискуссии, направляемой учителем, дети могут придти к выводу о меньшей численности, меньшем многообразии позвоночных леса по сравнению с беспозвоночными, к примеру, насекомыми. Эти факты можно связать с более крупными размерами позвоночных, большим радиусом индивидуальной активности, а также с сезонными явлениями, например, перелетами птиц.

«И, наконец, грибы как редуценты идут последними (их мы разделим на напочвенные, питающиеся на стволах, плесневые грибы, питающиеся и на листьях):

На стволах:

• 20. Свинушка
  • 21. 2 вида, неизвестных консультантам

На листьях

• 22. Ржавчинный гриб
  • Плесень неизвестного вида»

Александр Л.

Перед выступлением последней группы или по его завершении можно задать вопрос: почему это выступление последнее? Обсуждение этого вопроса позволит сделать вывод о роли грибов в экосистеме (редуценты, замыкающие круговорот веществ в сообществе).

Как правило, на исследуемой площадке в начале осени попадаются плодовые тела слизевиков, могут встретиться слизевики и по маршруту. Но рассказ о них лучше приберечь до заключительного этапа экскурсии. Руководитель показывает плодовые тела миксомицетов и рассказывает обэтих удивительных существах, занимаюших промежуточное место между грибами и животными.

На дом дети получают задание оформить отчет об экскурсии.

План отчета:

• 1. Описание погоды и места проведения работы.
  • 2. Список обнаруженных видов.
  • 3. В чем выражается антропогенное воздействие на изученный биоценоз?
  • 4. Что на этой экскурсии тебя удивило?

Отрывки из ответов на третий вопрос:

«Огорчили последствия антропогенного влияния на этот биоценоз. На опушке и в лесу было очень много мусора. Это: а) дестабилизирует биоценоз, так как зачастую в этом мусоре содержаться ядовитые вещества, которые уничтожают растения, грибы и животных, таким образом сокращая разнообразие видов данного биоценоза, которое необходимо для стабильной трофической цепочки. Б) выглядит неэстетично в) очень долго гниет.»
Александр Л.

«Я считаю, что антропологическое воздействие,(то есть воздействие человека на лес) состоит:

• 1. Около того места, где мы остановились, буквально в 10-12 шагах можно заметить банки из-под консервов, бутылки, пакеты и прочий мусор.
  • 2. На той площадке, на которой мы работали, я заметил наполовину срубленное дерево. Также на той же опушке были срублены березы.
  • 3. Я думаю, так как это пригородный лес, то, возможно, он окружен дорогами, поселками и другими объектами человеческой деятельности. Это не дает особой возможности относительно крупным животным «перейти» в другой лес, ограничивает передвижение, а крупные автомобильные дороги, кроме того, оказывают вредное экологическое воздействие на лес, в виде шума, выбросов вредных газов атмосферу.»

Георгий У.

Отрывки из ответов на четвертый вопрос:

«Для меня новое было то, что наша группа смогла найти большого слизня и, возможно, его яйца. Слизень был внушительных размеров, и это меня поразило.»
Артём Н.

«Что меня удивило больше всего? Что жуки жужелицы очень ловкие и быстрые.»
Ольга П.

«Больше всего меня удивили несколько объектов, увиденных мною на экскурсии: салфетка, которую мы перепутали с плесенью: ботинки, поросшие мхом, и, конечно, слизевики. Салфетка и ботинки удивили меня тем, что они были не в том виде, в котором я привыкла их видеть. Слизевики меня поразили тем, что когда споры рассыпаются, из них развиваются амёбы!»
Яна М.

«Меня больше всего удивило то, сколько живого люди вокруг себя не замечают – одних грибов на маленькой площадке нашлось 23 вида!»
Ольга К.

«Больше всего меня удивило сходство Кладонии шишковатой с Ксилярией, хотя эти виды и относятся к разным царствам, они довольно-таки сильно похожи»
Мария У.

«В этой экскурсии меня больше всего удивило то, что всего на небольшом участке леса (625м2) можно обнаружить столько живых существ и растений. Можно, гуляя в парке, ничего особенного не заметить – ну дуб стоит ну ворона кричит, но если присмотреться, немного поискать, то перед тобой открывается целый мир из позвоночных и беспозвоночных, растений, грибов, кустарников, трав… Даже в подмосковном лесу можно увидеть большое разнообразие пауков, жесткокрылых, полужесткокрылых, сетчатокрылых, грибов, растений, позвоночных (млекопитающих, амфибий) и даже бактерий!

Вторая вещь, которая меня поразила, это тот гриб-животное. Я бы никогда не подумал бы, что плодовое тело вырастает из амеб, после этого распадается на споры, потом из них вылупляются амебы(!), проникают в древесину, едят её, в определенное время выползают из древесины, и собой образуют плодовое тело!

Также я только на этой экскурсии обнаружил для себя, что слизняки могут быть таких размеров и такими разными. До этого я ими особо не интересовался, и думал что они – предшественники улиток, а оказалось наоборот! Что они – в процессе эволюционирования – у них пропадает сам «домик» улитки».
Володя А.

«Меня удивило то, что ряска – цветковое растение и такое разнообразие видов разных царств на таком маленьком участке, это при том, что мы обнаружили далеко не все. И как они умудряются друг между другом так грамотно взаимодействовать, что всем, и более крупным животным достается еды?»
Александр Л.

Экскурсию по описанной методике мы проводили многократно. Результат, на который она рассчитана, достигался всегда. А результат этот – детское удивление ошеломляющему многообразию жизни, надолго запоминающееся ощущение биоразнообразия как неотъемлемой черты даже обедненной пригородной природы. Сколь угодно долгое изучение биологии за школьными партами такого эффекта не дает.

Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагеря,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.