Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Что такое полевой экологический практикум?

© Д.А.Федорова, 2007

Впереди речка, сзади лес, сбоку небольшой ручей. Возле него с сачками и ситами стоят, сидят и ползают школьники, периодически слышатся детские голоса: «Андрей Андреевич, а это что – пиявка? А вот этот, с ногами – его берем? А в этой ракушке никто не живет – она нам не нужна?» Нет, никакие это не юннаты, а простые школьники, и проходит сейчас совершенно обыкновенное занятие в подмосковном полевом учебном центре.

Занятия по гидробиологии Уже тринадцать лет Ассоциация «Экосистема» на практике воплощает идею об экологическом воспитании детей – это задача, с которой школы, как правило, не справляются. Да это и понятно – как можно научить школьника любить и оберегать природу, заставляя читать скучные учебники и сидеть в душном кабинете? В «Экосистеме» считают, что это невозможно, а значит, школьников нужно выводить, вывозить и «вытаскивать» на дикую природу. Здесь можно научить настоящей биологии, географии и экологии, причем не далекой и непонятной, а вполне живой и наглядной. Принцип простой: дайте детям пощупать растения, посмотреть на животных, залезть в реку, походить по лесу, почувствовать природу, в конце концов, – и тогда они к ней сами потянутся.
Этому и посвящена вся работа полевого экологического центра «Экосистема». Детям не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охранять, там не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки: как отбирать зоопланктон, как оценивать загрязнения, как описывать фитоценозы, как учитывать птиц – и это лишь небольшая часть. Все это кажется сложным, а на практике оказывается по силам каждому. То есть суть и основа проводимой «Экосистемой» работы – это обучение школьников и их учителей методикам учебной, исследовательской и природоохранной деятельности в природе. Занятия по лихеноиндикации
Лекция в лаборатории Для этого в Экоцентре проводятся полевые экологические практикумы: это ботаника, зоология, водная экология и ландшафтоведение. Во время занятий ребята несколько дней живут на базе центра, который находится в лесу, недалеко от реки, в природоохранной зоне. Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть, которую преподаватели рассказывают в лаборатории, и практическую – когда ребята вместе с преподавателями отправляются в лес или на реку и проверяют «в поле» то, что им только что рассказал учитель. В конце дня школьники пишут отчет о том, что они делали на занятии и к каким выводам пришли. А те, кто приезжает третий-четвертый раз, выступают с докладами на вечерней конференции.
Как любит говорить директор «Экосистемы» Александр Сергеевич Боголюбов, - «Мы учим детей тому, чему их в школе не научили». По его словам, очень трудно объяснять что-либо на пальцах – гораздо проще ребенку что-то показать. А как покажешь ему в кабинете, например, рельеф речной долины или строение снежного покрова? Вот и получается, что физика и химия в школе не мыслима без практических работ и опытов, а география и биология так и остаются для школьников сухими и неинтересными предметами. Про них совершенно забыли, а ведь именно они, как никакие другие, нуждаются в показе реальных объектов. Если этого не делать, не выводить детей хотя бы в ближайший парк или на речку, трудно добиться каких-либо конкретных результатов, кроме знания теории на «пять». «Поэтому, – говорит Александр Сергеевич, – наша задача показать детям то, что вокруг них растет, бегает, прыгает и плавает». Полевые занятия по ландшафтоведению
Полевые занятия по ботанике Возьмем ситуацию в школах. Даже такой предмет, как «Экология», есть не везде. Да и нужен ли он? Ведь в школьном возрасте люди наиболее восприимчивы к чему-то новому, их легко можно увлечь идеями об улучшении окружающей среды, охране животных, заботе о природе. Предложите пятикласснику сделать кормушку для синиц, чтобы повесить за окном кабинета, и он скорее всего откликнется, да еще и с энтузиазмом. Организуйте в День Земли уборку мусора в ближайшем парке и дети полдня с веселой болтовней будут этим заниматься, а потом сами будут радоваться результатам своей работы. Дети отзывчивые, особенно если их не заставляют сидеть солнечным весенним днем за партой. Но стоит сделать подобные занятия обязательными, то есть внести в школьную программу, как энтузиазм тут же улетучивается. «Обязаловка» – самый верный способ внушить отвращение и неприятие чего-либо. То же и с экологией как обязательным предметом в школе.
Получается, что сначала учиться надо не детям, а их учителям. Именно они должны донести до школьников основы экологии так, чтобы это было интересно, понятно и наглядно, а это нужно уметь. В «Экосистеме» несколько раз в год проводятся учебно-методические семинары для учителей общеобразовательных школ, чтобы научить их тем методикам, которые они могут применять в рамках школьных и факультативных занятий сами, а не ждать, пока появится возможность привезти детей в учебный центр. «За три дня мы можем продемонстрировать учителям только то, что такое в принципе возможно: с детьми можно проводить полевые занятия в районе своей школы, – объясняет директор «Экосистемы». – Но для этого учителя должны заниматься самообразованием: читать методические пособия, руководства, пользоваться компьютерными программами. А главное – это иметь желание. Но, как правило, школьные учителя замучены стандартной учебной программой, которую они должны во что бы то ни стало «впихнуть» в детей. В то немногое оставшееся от уроков время преподавателям уже не очень хочется проводить «сверхурочные» занятия». Обычно кажется, что это процесс трудоемкий и сложный, но на самом деле, похожие полевые занятия может провести почти любой учитель, и не обязательно даже быть биологом или географом. Зимой можно отвести школьников в ближайший парк и поискать следы на снегу. Вы не найдете, конечно, следов лося или куницы, зато можно увидеть следы белки, собаки, разных птиц. Летом можно сделать с детьми карту того же парка, а нужно для этого совсем не много: компас, транспортир, бумага, карандаш и пара часов времени. Зато не придется долго на пальцах объяснять ребенку, что такое азимут и загружать его сложными определениями. Занятия по изучению следов
Полевые занятия по водной экологии Вот, например, как выглядит обычное занятие по водной экологии в «полевых условиях». В первой половине дня ребятам рассказывают о водоемах, о свойствах воды, о том, какие животные могут в ней обитать и чем они отличаются друг от друга. Даже на примере одних только водных беспозвоночных можно легко объяснить, что все в природе взаимосвязано и взаимозависимо. Главное после этого показать школьникам все на практике. Поэтому ребят небольшой группой ведут к водоемам, где они сами с помощью сачков (вместо них можно использовать и сита) отлавливают мелких животных, чтобы потом принести их в лабораторию. Для городских школьников такие занятия бывают настоящими откровениями: как много всего шевелится, ползает и плавает в небольшом ручье! Особенно это удивляет ребят четвертых-пятых классов – каждое пойманное в сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает крики радости. Когда смотришь, с каким упоением они готовы залезать по колено в воду, копаться в иле в поисках своей добычи, как бережно они отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что это все не зря.
В лаборатории ребята рассматривают то, что поймали, под бинокулярами, считают лапы, хвосты, учатся пользоваться определителями, зарисовывают животных. А те, кто приезжает уже не в первый раз, делают самостоятельные исследования: сами делают отловы, сами выбирают темы, сами определяют животных и, пользуясь литературой, делают выводы. Например, узнав какие животные водятся в ручье, а какие в речке, можно с помощью некоторых методик определить, где вода и среда обитания лучше. "А от чего это зависит? Может, это человек повлиял?" – спрашивают дети. Отвечать на эти вопросы они учатся на занятиях, только происходит это не по сложным книжкам, а как-то естественно, само собой. Причем главное – это не заставить учеников запомнить сколько лап у паука-серебрянки, чем дышит двустворчатый моллюск и что ест личинка стрекозы. Главное – показать, как разнообразна природа вокруг, показать, что даже самые маленькие члены природного сообщества необходимы и приносят пользу, что изучать природу может быть интереснее, чем играть в компьютерные войны. Если показать детям красоту самой маленькой жизни, то они полюбят и весь мир вокруг. И если из группы в десять человек хотя бы один поменяет свое отношение к природе и станет относиться к ней бережнее, то я, как учитель, считаю это своей победой. Лабраторные занятия по водной экологии
Изучение водных беспозвоночных Проблема школьного образования еще и в том, что дети во многих вещах не видят смысла, практического применения, а потому в памяти знания задерживаются недолго. Иногда спрашиваешь детей на занятии самые простые вещи из школьной программы по биологии или географии, а они не помнят даже того, что прошли на прошлой неделе. Правильно, зачем им знать, чем сосна отличается от ели, если в городе они не видят ни того, ни другого. Как им запомнить, что такое азимут, если они никогда не пробовали применить это знание в жизни? Преимущество полевых занятий в том, что все можно увидеть своими глазами. А самое важное, что городские дети почти всегда интересуются природой и тем, что с ней связано. От школьников иногда можно услышать почти анекдотические высказывания. Изучаешь с ними какую-нибудь пиявку на занятиях, а мальчик-шестиклассник спрашивает: «А вы нас научите корову доить?» Сначала вопрос кажется смешным (ну при чем тут корова, скажите на милость?), а потом думаешь: а ведь им же это интересно, они же к этому тянутся. Так почему бы не научить детей тому, чего им хочется?
Вот почему и «Экосистема» пропагандирует натуралистический подход к экологическому образованию детей. Действительно, хорошо бы и в школах, а не только в юннатских кружках и специализированных центрах внедрить методы полевого образования в таких предметах, как биология, география и экология.
Почему сейчас все столько говорят о проблеме экологического образования? Правильно, потому что естественная среда постепенно все больше и больше деградирует, а значит, процесс этот надо как-то останавливать. Экологическое образование должно способствовать тому, чтобы дети, вырастая, относились к окружающему миру не так беспощадно, как их родители. Но как же дети будут защищать природу, если в своих городах они ее практически не видят и не знают, что это такое?
Шмель



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml На http://alcocity.net ночью алкоголь продают. : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016