Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Гостю кружка Наши планы Экспедиции и выезды Исследовательская работа История кружка Контакты

Информация о конференции к 30-летию программы зимних учетов "Parus"

Биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП»

А.И. Иванов, Е.С. Преображенская, Биологический кружок ВООП

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2008
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Вместо предисловия

Биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП» начал свою историю в 1950-м году. Тогда в Кружке юных биологов Зоопарка (КЮБЗ), существующем с 1924 года, столкнулись два подхода к приоритетам юннатской работы. Первый, поддержанный руководством Московского Зоопарка, ориентировал кружковцев преимущественно на теоретическую работу и исследования коллекций Зоопарка. Второй, выраженный одним из руководителей кружка, выдающимся натуралистом Петром Петровичем Смолиным, в качестве основной формы подготовки юных натуралистов предполагал работу в природе: выезды в заповедники и природные парки.

В результате этих разногласий Петр Петрович и часть кружковцев перенесли свою работу под эгиду Всероссийского Общества Охраны Природы, организовав при его юношеской секции свой кружок юных биологов (КЮБЮС ВООП), девизом которого на многие годы стали слова «ближе к природе». Вскоре после образования кружок перебрался в Дарвиновский музей, в котором Петр Петрович получил должность главного хранителя. С тех пор, уже без малого 60 лет, кружок продолжает работу в музее, сохраняя свое историческое самоназвание «ВООП» и традиции. После кончины Петра Петровича в 1975 году руководство кружком приняли на себя его ученики и ученики его учеников.

Два слова об историческом фоне, на котором родился кружок. Что такое Москва 1950-го года? Это, прежде всего, столица нашей Родины, едва-едва начавшей оправляться от катастрофы Второй мировой войны. Это угроза голода, нищета, разбомбленные городские кварталы и тысячи беспризорников, чьи родители погибли на фронтах Великой Отечественной, в сталинских лагерях, либо просто потеряли своих чад в суматохе эвакуации (и такое было не редко). Проблемы неполных семей, роста уличной преступности, именно подростковой уличной преступности, существовали тогда в государственном масштабе. Потому в конце 1940-х – 1950-х гг. в нашей стране начинает наиболее активно формироваться та система государственных внешкольных и внеклассных детских образовательных учреждений, которая просуществовала, с некоторыми преобразованиями, до самого распада СССР. Цель ее была одна — убрать молодежь с улиц. В то время возникло множество замечательных кружков, секций, творческих мастерских, но большинство из них исчезло также быстро, как и появилось: как правило, вместе с организацией, при которой они действовали. На этой же волне значительно поднялось и юннатское движение в Союзе, с той лишь разницей, что поднималось оно во многом благодаря не государству, а отдельным ученым-энтузиастам, вроде Петра Петровича Смолина или Петра Александровича Мантейфеля, и держится на таких энтузиастах до сих пор. Это обстоятельство, в конечном итоге, определило специфику всего юннатского движения в целом, КЮБЗа и ВООПа в частности.

Многих удивляет феномен долгожительства и процветания таких кружков, как ВООП и КЮБЗ (разменявший недавно свое 80-летие). Действительно, трудно представить себе настолько устойчивую систему, что может не только сохранять себя в полувековых перипетиях нашей истории, переживать глобальные смены геополитических приоритетов, структурные изменения общественных ценностей, но вопреки этому, еще и успешно развиваться, выпуская в мир все новые и новые плеяды талантливых ученых-биологов. Особенно если учитывать, что система эта — вовсе не так громадна, как, скажем, Русская Православная Церковь или Московский университет, это — всего лишь маленький биологический кружок при скромном музее. Так в чем же феномен ВООП?

Из беседы о Петре Петровиче Смолине с Александром Сергеевичем Раутианом, вооповцем 1960-х годов:

«Занятия с кружком и работа в музее не позволяли ему ограничиться узким кругом задач. Они требовали неправдоподобной широты интересов и образования, которыми он всегда отличался. Было много людей, знавших тот или иной биологический предмет лучше или полнее Петра Петровича. Г. П. Дементьев считал, что птиц он знает лучше его. Это, может быть, было преувеличением, ну скажем, не хуже. Но литературу по птицам, конечно, Георгий Петрович знал с большей полнотой. В. И. Цалкин и В. Г. Гептнер немного лучше него знали зверей, И. Г. Серебряков и В.Н. Тихомиров гораздо лучше него знали растения. Но в энциклопедичности ему могли быть только равные — такие, как Н.В. Тимофеев-Ресовский. Н.А. Гладков, весьма широко образованный орнитолог, не без некоторой зависти, я думаю, говаривал, что из Петра Петровича большой бы толк вышел (он имел ввиду науку), если бы он сосредоточился на чем-то одном хотя бы ненадолго. Держать под постоянным прицелом такой колоссальный фронт, постоянно меняя диспозицию на быстро меняющемся театре военных действий, - это конечно жуткая, почти неправдоподобная работа... В каком-то смысле ему это мешало. Птицами он занимался почти профессионально, но его деятельность практически не получила отражения в печати. Он мог либо писать, либо заниматься кружком. Легко себе представить, сколько времени он проводил только на занятиях, не считая той неспецифической ориентированной, прежде всего на свое образование подготовки, которая фактически была образом жизни и без которой такого кружка быть не могло. Это видно хотя бы из того, что после того, как он нас оставил, никто из нас (его учеников) в отдельности, и мы все вместе никогда не могли заменить его».

Научный подход

Прежде всего, надо сказать, что ВООП — это научный кружок. Он создавался учеными и для подготовки будущих ученых. Огромная заслуга Петра Петровича Смолина в том, что он сумел сориентировать своих воспитанников, которые теперь продолжают его дело, именно на научное познание окружающего мира, привить им любовь к природе, стремление знать о ней все. И потому приход каждого школьника в этот кружок предполагает личную заинтересованность, прежде всего, в изучении природы, а уже потом в приятном времяпрепровождении. Прекрасные условия на ВООПе есть и для того, и для другого.

Образовательный процесс здесь построен на основе университетской системы лекций и семинаров, причем на «семинарскую» часть — полевую работу — делается главный акцент…

Преемственность поколений

Второй важнейший принцип работы кружка — старшие занимаются младшими. Организация кружка предполагает преемственность как научного знания, так и воспитательной работы. Старшие кружковцы постоянно стараются держать контакт с молодыми ребятами, поскольку только через личное общение передаются те традиции товарищества, исследовательской работы, взаимопомощи, которыми на протяжении всей жизни дорожат ВООПовцы разных поколений. Кроме того, если не сами старшие кружковцы, закончив институты и защитив диссертации, придут на ВООП читать лекции школьникам, то больше это делать будет некому: сторонние репетиторы редко соглашаются работать с младшими «забесплатно», как это делают старшие кружковцы…

Структура кружка и самоуправление

Наконец, нельзя обойти вниманием еще один основополагающий принцип работы кружка — юннатское самоуправление. Эта традиция — сумма двух предыдущих слагаемых работы кружка: научной среды и преемственности поколений, которые не допускают ни официально-возрастного разделения, ни жестких руководящих рамок, априори. Сами руководители кружка стараются избегать этого названия, предпочитая называть себя лишь координаторами работы. И во многом, они правы…

Заключение

Все эти обстоятельства, в конечном итоге, складываются в то, что многие опытные педагоги уже называют «феноменом» ВООПа. Три педагогических принципа: научный подход, преемственность поколений и самоуправление, густо замешанные на личном энтузиазме кружковцев, их любви к природе и преданности делу сохранения живого мира нашей планеты, обеспечивают существование таких жемчужин юннатского движения в России, как биологические кружки КЮБЗ и ВООП.

Говоря об «успехе» работы кружка, мы имеем в виду, прежде всего, достижения людей, прошедших ВООПовскую школу. В кружке не принято говорить о старших товарищах «выпускники» или «бывшие ВООПовцы» - однажды придя в кружок, люди редко с ним расстаются — так что, скажем два слова о наших старших кружковцах. За свою историю кружок выпустил двух академиков, более ста докторов и более двухсот кандидатов наук. Среди наиболее известных ВООПовцев — академики РАН Алексей Яблоков и Юрий Равкин, профессоры Михаил Черняховский и Алексей Быхов, экологи Аркадий Савинецкий и Александр Раутиан, писатель и натуралист Игорь Акимушкин, писатель Кирилл Еськов, известный телеведущий Николай Дроздов, протоиерей, философ и экуменист Александр Мень (Василевский).

Справедливости ради надо сказать, что сегодня кружок переживает не самые лучшие дни — это связано со многими факторами, но главным образом, — с изменением всей системы наших общественных ценностей: в веке цифровых технологий и воинствующего капитализма идеи сохранения живой планеты не слишком популярны у людей. Сегодня наше потребительское общество сосредоточило основное внимание на еде, торговле и поиске путей обогащения. Перед нами встают разнообразные угрозы неизвестных ранее эпидемий, терроризма, безразличия к проблемам личности. Эти обстоятельства не только пугают родителей, боящихся отпускать своих чад в самостоятельное «плавание» таежных экспедиций, но и переориентируют внимание самих ребят от проблем природы на вопросы безопасности или информационной защиты. Однако мы уверены, что и через этот кризис ВООП пройдет, опираясь на опыт своей многолетней истории, традиции и на готовность всех своих членов — молодых и старых — сплотиться перед лицом любых трудностей. Ведь цивилизации приходят и уходят, а природа остается, и без ее сохранения, без постижения законов устройства живого мира нашей планеты, ни одно в мире общество не сможет двигаться вперед.


Гостю кружка Наши планы Экспедиции и выезды Исследовательская работа История кружка Контакты

Информация о конференции к 30-летию программы зимних учетов "Parus"



Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016