Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Опыт проведения экологического лагеря с дневным пребыванием детей

Авторы: методист отдела образования Паршина Н.П., учитель географии Щелканской СОШ Масюк Е.М.
Фото: методист отдела образования Паршина Н.П., учитель ИЗО Щелканской СОШ Сухомлинова М.В.
(Руднянский район Волгоградской области)

Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка (ведь находясь на природе мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе; причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.

Разнотравье в пионовом заказнике  определяем скорость ветра

Районный методический кабинет отдела образования, опеки и попечительства, физической культуры и спорта администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области совместно с инициативными педагогами Щелканской средней общеобразовательной школы (СОШ) попробовали решить обозначенную задачу путем погружения учащихся в природную среду, используя летнее каникулярное время.

Наш район расположен на севере Волгоградской области в зоне разнотравно-типчаково-ковыльных умеренно засушливых степей, на Медведицких Ярах, склоны которых покрыты множеством растущих глубоко врезанных оврагов. Несмотря на то, что это север области, в теплое время года здесь буйство растительности: весна-начало лета — разнотравью лугов может позавидовать любой ботаник, по берегам 3 рек (Медведицы, Терсы и Щелкана) и в оврагах растут небольшие байрачные леса с деревьями-исполинами. Хотя естественных лесов в нашем районе нет, но искусственные лесополосы и лесные массивы покрывают достаточно большую часть района. Сам поселок находится в месте слияния рек Терсы и Щелкана на достаточно равнинной местности. На территории района находятся особо охраняемые территории: «Козловская лесная дача», «Терсинская лесная дача», «Пион тонколистный» — государственные ботанические памятники, «Родник «Шихан», «Родник «Карчи» — водные памятники, резерват «Митякинский», зона покоя и воспроизводства дичи в пойме реки Терсы — заказники.

Наиболее полно познакомить учеников с природой малой родины представляется только в период летних каникул. Именно лето благотворная пора и для педагогов, и для учащихся: предостаточно времени для непосредственного изучения, ознакомления учащихся с природой родного края, организации дел по сохранению природы.

Выбирая форму активного экологического образования мы остановили свой выбор на лагере с дневным пребыванием детей. Это наиболее удачная форма в наших условиях, когда на базе школы для учащихся организуется разнообразная деятельность. Это традиционная форма оздоровления детей и многолетний опыт проведения подобных лагерей исключили необходимость материальных, экономических, кадровых и других затрат требуемых для проведения других форм, таких как полевые лагеря и др. Выбор пал на данную форму еще и потому, что обстановка лагерной жизни (хотя только и с дневным пребыванием), его режим располагает к путешествиям, походам, экскурсиям и к тому же это эффективная форма социализации детей.

Оставалось только наложить содержательный компонент профильного плана на уже отлаженную годами систему лагерей с дневным пребыванием детей.

Используя данную форму работы с детьми, мы преследовали несколько целей: это и занятость учащихся в каникулярное время, и оздоровление, и организация системы экологического образования в летнее каникулярное время, и влияние на эмоциональную сферу учеников.

Началу работы лагеря предшествовала большая подготовительная деятельность: был подготовлен нормативно-правовой материал, разработана программа экологической смены, проработан подробно план, достигнута договоренность о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, культуры.

Итак, в июне 2008 г на базе Щелканской СОШ Руднянского муниципального района открылась профильная смена лагеря с дневным пребыванием детей «Экоград». Работу с отрядом детей из 6 человек 8 кл. осуществляли: учитель биологии и географии высшей категории Масюк Е.М., учитель изобразительного искусства I категории Сухомлинова М.В., педагог дополнительного образования II категории Петерсон Е.В., педагог-психолог I категории Яковлева Т.В. Вопросами финансирования экскурсий, а также методическим обеспечением занималась методист районного методического кабинета Паршина Н.П.

Деятельность лагеря опиралась на программу лагерной смены (разработчик Паршина Н.П.), отличительной особенностью которой является использование пакета методических пособий по полевым экологическим исследованиям Ассоциации молодежных экологических объединений «Экосистема» (www.ecosystema.ru). По программе предусмотрено двухгодичное освоение методик полевых исследований. Задачей первого года было знакомство с методиками проведения описания водоема, глазомерной съемки местности (водоема), геоботанического описания леса, описания почвенного разреза, правилами сбора гербария, определения растений по электронным определителям.

Для учащихся были организованы выезды в особо охраняемые природные территории Руднянского района: Пионовый заказник и Козловскую лесную дачу.

Пион тонколистный  Работаем над методикой геоботанического описания леса в Козловской лесной даче

Популяции пиона тонколистного — ботанический памятник природы в Руднянском районе расположены по левому склону оврага Долгий недалеко от с.Лопуховка. К нашему сожалению период цветения не совпадает с временем проведения лагерной смены (весной в мае — это поистине потрясающее зрелище), однако мы выбрали именно эту территорию по вполне очевидным причинам. Здесь юные экологи имели возможность познакомиться с разнотравьем степей, которые простираются по обе стороны от оврага. На месте ребята определяли растения по печатным определителям: это гвоздика-травянка, бодяк полевой, горошек мышиный, донник лекарственный, донник белый и др. По склонам оврага, где произрастает древесная растительность, встречались одиночные экземпляры колокольчика персиколистного, вероники дубравной. Собранные в гербарную папку растения определяли в школе по электронным определителям.

В Козловской лесной даче отрабатывали технику геоботанического описания леса. Эта особо охраняемая территория представляет собой систему искусственных степных лесополос, заложенных по водоразделу рек Терсы и Щелкана. Участок лесополосы 50 х 50 м, где проводилось исследование, находится в полутора километрах от с.Ягодное (это на севере Руднянского района). В ходе исследования юные экологи выяснили, что древесный ярус представлен кленом татарским и ясенем (формула древостоя 6К 4Я), средние значения: диаметра — 21,6 см, высоты — 19,2 м, высоты прикрепления крон — 12 м, возраста деревьев — 60-70 лет. Сомкнутость крон — 0,9. В подросте — молодые клены и ясени (8К 2Я), средние величины: диаметра — 4,5 см, высоты — 11 м, возраста от 4 до 10 лет. Сомкнутость крон — 0,5. Подлесок представлен кленом, ясенем, одиночными вязами (5К 5Я едВ). Сомкнутость крон — 0,1. В травянистом покрове ребята определили ландыш, накипные лишайники, мхи.

Отрабатываем методику описания водоема   Работаем по методике описание почвенного разреза

Технику описания водоема отрабатывали на озере Черном, расположенном в пределах р.п. Рудни. Ребята установили, что длина озера 250 м, ширина 200 м, длина береговой линии 450 м. Были также произведены замеры температуры воды (17°С), воздуха (23°С), толщины ила (на глубине 40 см толщина ила 25 см, а на глубине 80 см — 15 см. На основании этого сделали вывод, что жизненная активность наибольшая у берега). Проводили измерение скорости ветра при помощи анемометра (7-11 м/с). Провели азимутальную съемку озера при помощи азимутального компаса, рулетки, лотлиня, сделали кроки карты.

Описание почвенного разреза проводили на склоне возвышенности на северо-востоке р.п. Рудни. Срезы делали в верхней, средней и нижних частях склона. Определили, что мощность горизонта накопления с понижением склона уменьшается (от 31 см до 21 см), а мощность горизонта вымывания увеличивается (от 11 см до 40 см).

Надолго останется в памяти участников смены эколого-краеведческий велопоход, где ребята узнали много интересного из истории нашего края, пополнили знания по использованию встречающихся на маршруте растений в народной медицине и хозяйстве: например крапива — содержит много витаминов и очень полезна в весенний период и именно весной — это первое зеленое растение, из которого готовят витаминные щи, а хмель всегда использовали как успокаивающее средство, зашивая его в подушки. Во время движения учащиеся посетили памятник природы — родник «Карчи». Оказывается здесь живет его хранительница — лягушка, но к сожалению, ее мы тогда не застали.

Эколого-краеведческий велопоход по окрестностям р.п. Рудни  Трудовой десант у памятника природы Родник Карчи

Шефство над памятником природы ребята из Щелканской школы осуществляют круглогодично, поэтому провели уборку территории.

Во время пребывания на природе учащиеся фотографировали животных и растения, а потом из отснятых материалов учились создавать компьютерные презентации.

Работали юные эклоги и в профильном кабинете биологии, который располагается в ресурсном центре Руднянской СОШ. Там ребята проверили свои знания экологических групп птиц при помощи экологического лото, посмотрели научно-познавательные фильмы «Разрушение озонового слоя», «Парниковый эффект и глобальное потепление», «Глоток чистого воздуха».

В течение смены ребята ухаживали за цветниками у школы, занимались благоустройством школьного двора.

Как говорилось выше одной из целей работы лагеря было оздоровление и организация досуга детей, поэтому выделение экологического направления не означало отсутствия в содержании смены других видов деятельности, которые способствовали полноценному отдыху учащихся в летний период, но и они подбирались так, чтобы опосредованно формировать экологическое самосознание участников смены. Ребята с увлечением занимались в кружках Центра детского творчества, где постигали азы работы с природными материалами — глиной, соломкой, яичной скорлупой, изучали свойства материалов, а также знакомились с историей народных промыслов.

Е.М. Масюк ведет занятие в профильном кабинете биологии  В Центре детского творчества

Живой отклик вызвало посещение выставок руднянских и михайловских художников в Доме художника, в большинстве картин которых запечатлена природа родных мест в разные времена года и суток. В течение смены ребята купались, загорали, занимались спортом, участвовали в релаксационных занятиях.

В день закрытия участники высказали свое отношение к проведенной смене в анкетах. Они были едины во мнении, что стали лучше понимать экологические процессы, трепетнее относиться к природе, узнали много нового о родном поселке. И у нас — педагогов — было чувство удовлетворения от работы, которая была проведена с пользой.

В следующем году Щелканская СОШ продолжит работу по программе. Профильную смену планирует провести Руднянская СОШ и сейчас идет подготовка нормативно-правовой и методической базы смены. В планах — посещение самого ближайшего к Руднянскому району природного парка «Щербаковский» и использование его просветительского потенциала в воспитании экологического грамотного гражданина.


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016