Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

ПОРА НАЧИНАТЬ!
или
ЕЩЕ РАЗ О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИКУМОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

О.В. Глушенков, А.С. Боголюбов

(продолжение темы, начало см. «Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе...», 2008)

Никто не будет оспаривать тот факт, что детские впечатления самые сильные, а среди них наиболее запечатляются те, что вызывают сильные эмоции. Природа не может оставить человека равнодушным, контакт с ней всегда эмоционален, так как будит врожденные, интуитивные представления о мире. Потому именно в детском возрасте важен непосредственный контакт детей с природой и чем более продолжителен и более част он будет, тем богаче станет духовный мир ребенка. Именно этого непосредственного живительного контакта лишен современный урбанизированный ребенок.

Занятия по ботанике в лесуЧем крупнее город, тем меньше в нем естественной природной составляющей и для осуществления контакта с нею необходимо преодолевать препятствия, и не только расстояние, а более серьезные, например, занятость взрослых, могущих обеспечить такой контакт ребенку.

Наши социальные институты для детей – детский сад и общеобразовательная школа, к сожалению, в большей своей части уходят от проблемы организации подобного контакта обосновывая это различными, часто объективными причинами.

Вроде бы в современных вариативных школьных программах по биологии сохранены требования по проведению обязательных экскурсий в природу. Однако, что значит один час, выделенный на проведение какой-то конкретной экскурсии? Только вывезти из школы детей в ближайший природный биотоп требуется не меньше часа, плюс сама экскурсия, плюс обратная дорога…, и все это время учитель не просто находится с детьми, а работает с ними, да еще несет полную ответственность за их безопасность и жизнь, а получает оплату за один учебный час.

Таким образом, даже при наличии самых передовых, самых лучших образовательных программ и учебников по предметам естественнонаучного цикла наши общеобразовательные учреждения не могут обеспечить детям непосредственный контакт с природой, а значит и полноценного представления о ней! Как следствие, возникают вопросы: кто же, какие структуры смогут обеспечить полноценное развитие ребенка?

В такой ситуации остается уповать только на структуры внеклассного, внешкольного дополнительного образования. Но насколько они способны охватить подрастающее поколение своим вниманием и предоставить ему возможность непосредственного общения с природой?

На наш взгляд, этот охват не столь широк, как хотелось бы. Учебные группы (прежнее название «кружки») в системе дополнительного образования ориентированы не на массового школьника, а на так называемых мотивированных детей – детей в большинстве своем осознающих выбор направления своего обучения и воспитания. Емкость летних лагерей экологического профиля тоже не позволяет охватить значительную часть детей.

В результате проблема массового приобщения детей к природе остается у нас не решенной.

Наша образовательная структура – Московский полевой учебный Центр «Экосистема» (далее просто «Центр»), использовавшая опыт Великобритании, где подобные организации (например Field Studies Council, Совет Полевого Образования) охватывают своей деятельностью всю страну, за период своего существования (с 1994 года) показала, что массовое приобщение детей к природе возможно и в России.

Изучение лишайников в лесуОднако такие возможности не только для страны, а даже для одного огромного мегаполиса – капля в море. Дальнейшее развитие направления реально только при формировании целой системы учреждений такого типа.

В чем преимущества системы полевого экологического образования детей? Почему именно учреждения такого типа смогут решить поднятую проблему?

Наша система, в отличие от других образовательных структур, строго учитывает этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной деятельности, зависящие от индивидуальных, возрастных и прочих особенностей личности. Школьное биологическое образование в современной его форме лишь готовит (субъективно) школьника к экологонаправленной деятельности. После достижения субъективной готовности школьника к экологонаправленной деятельности возможно и необходимо осуществлять биологическое образование с ориентацией на самостоятельную практическую деятельность в этой области.

Впервые на полевой практикум попадают дети уже достигшие возрастного этапа рационального подхода к познанию мира, т.е. когда школьник уже способен анализировать, обобщать, дифференцировать, моделировать окружающий его мир, когда подход к взаимодействию с ним должен отличаться конкретностью, образностью (преимущественно зрительной), связанной с экспериментом.

И все-таки в работе со школьниками 4-6 класса мы еще успеваем внести свой вклад, в большинстве же своем, к сожалению, упущенный (в плане возможностей наиболее эмоционального общения с природой) этап первичного познания мира, свойств и функций его предметов, этап определения своего места в мире. Когда еще очень легко на интуитивном, эмоциональном и, большей частью через элементарные социальные потребности, на материальном уровне можно привить простые экологические знания, основанные на живом интересе, любопытстве, желании ребенка.

Неизмеримо высока роль полевого практикума на рационально-познавательном этапе – на этапе возможности и необходимости осуществления собственно самостоятельной практической экологонаправленной деятельности, в выработке активной жизненной экоцентристской позиции, обучении использовать все богатство культурно-исторического опыта и литературных источников экологической направленности, анализировать экологические ситуации, проводить определенный аспект экологической работы и экологический эксперимент.

Приобщение к экологонаправленной деятельности, носящей по-настоящему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении учащегося к преобразованию мира с целью сохранения его целостности и гармонии позволяет говорить о формирующихся представлениях, служащих сильным эмоциональным, душевным основанием бережного отношения к ближнему, к природе, к своей родине, к традициям своего народа. А достигается все это в нашей системе, благодаря использованию в образовательном процессе экологического принципа подачи знаний с его основополагающими натуралистическим и экосистемным подходами.

Под экологическим принципом следует понимать установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию и раскрытие значения, сущности и закономерностей экологических взаимосвязей в природе, выяснения их места и значения в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы в целом, формирование целостных представлений о мире.

Суть применяемых подходов заключается в знакомстве или изучении интересующих природных объектов и явлений в рамках какой-либо экосистемы (лес, река, болото и др.), с выяснением всех взаимосвязей между объектами живой природы и окружающей их средой.

Полевые занятия по нивелированиюНа первых полевых практикумах самостоятельная практическая деятельность носит пассивный характер. Обучаемый еще не умеет самостоятельно принимать практические решения. Формирование готовности к экологонаправленной деятельности не целенаправленно, случайно и связано с неустойчивым интересом к подобного рода деятельности. Образовательный процесс, выходящий на этап практической пассивно-творческой деятельности, должен осуществляться под «диспетчерским» управлением педагога.

В этом случае очень важно ненавязчиво и органично воздействовать на сознание учащегося с целью смены пассивной позиции по выполнению экологонаправленных действий на активную, осознанную, самостоятельную.

Этот этап реализуется на последующих экскурсиях в природу, наиболее оптимально с организацией исследовательской работы в процессе их проведения. Такой тип экскурсий, с организацией исследовательской работы в процессе ее проведения, разрабатывался в наших методических работах (см. наши разработки) и в работах Е.В.Титова, Д.Л.Теплова (см. журнал «Биология в школе» 1998-2001 г.и.).

В нашем Центре в рамках подпрограммы «Экологический ликбез» проводятся экскурсии, направленные на знакомство с наземными экосистемами – лесом, лугом, и водными экосистемами – рекой, прудом и низинным болотом. Экскурсии проводятся поэтапно за счет тематических выходов. При их организации мы придерживаемся общего плана, включающего обязательные рекомендации, направленные на реализацию тех или иных составляющих экологического принципа (выделено курсивом).

В целях установления в ходе экскурсии ассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, в начале экскурсии проводится знакомство с сезонными явлениями в жизни растений и животных. Это позволяет раскрыть влияние абиотических, в первую очередь, космических факторов на различных представителей живого мира.

На полевой экскурсии по орнитологииНапример, экскурсия в лесную экосистему в осенний период позволяет не только воочию увидеть листопад, отмирание травянистых растений, распространение семян, пауков, миграцию птиц, предзимнюю активность кротов, а также осмыслить причины происходящего: к чему идет подготовка, как она осуществляется, что запускает эти процессы и т.п.

В результате выявляется роль изменения наклона оси Земли по отношению к Солнцу в течение годового цикла, следствием которого является изменение длины дня, стабильно, периодически изменяющегося фактора среды, и изменение количества поступающей энергии. В свою очередь, изменение в протекании космических процессов вызывает понижение температуры, которая может гибельно отразиться на организмах, через уникальные свойства воды, самого объемного вещества в организмах, и необходима соответствующая подготовка, которая начинается своевременно, благодаря реакции на изменение все той же продолжительности дня.

Основная часть экскурсии посвящается изучению многообразия организмов во всех типах экосистем, взаимосвязей представителей всех царств живой природы между собой и факторами неживой природы. Использование экологического принципа в этом случае направлялось на раскрытие экологической сущности и закономерности взаимосвязей в природе.

В заключение экскурсии, при возможности, рекомендуется обратить внимание на воздействие человека на природные экосистемы, попытаться осмыслить ответную реакцию среды.

Реализация этапа приобщения учащегося к собственно самостоятельной практической экологонаправленной деятельности, носящей по-настоящему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении к выполнению активных экологонаправленных действий, происходит при подключении его к проектно-исследовательской деятельности (третий и четвертый полевые практикумы). Проектно-исследовательское направление в обучении предоставляет школьнику широкое поле новой деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов, а затем через них оказывает воздействие на формирование научных представлений о мире.

Организация проектно-исследовательской деятельности осуществлена в рамках подпрограммы «Эколог-исследователь» в виде самостоятельных полевых исследований. Исследования выполняются малыми группами учащихся по 2-4 человека. На выполнение одного исследовательского проекта выделяется 8 часов, из них: на планирование исследования – 10 %; на знакомство с методиками – 10 %; на сбор и первичную обработку материала – 30 %; на анализ результатов – 20 %; на подготовку отчета – 15 %; на защиту проекта на конференции – 15%. Каждый принимает участие в трех исследованиях в течение трех дней.

Полевые занятия по гидробиологииСоответствующая направленность работ подпрограммы «Эколог-исследователь» позволяет осуществить более глубокое постижение единства всех составляющих элементов мира. Этому в процессе самостоятельных полевых исследований способствует опять же главенство экологического принципа.

Например, работа на тему: «Сравнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозиции» или «Изменения в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положения в рельефе».

Цель таких работ – выявление влияния микроклиматических факторов (освещенности, разницы температур, степени увлажнения) на состав растительного сообщества, для чего учащиеся проводят полное геоботаническое описание лесных участков расположенных в соответствующих местах и сравнивают их, что требует совокупного применения знаний из различных областей естественных наук и географии.

Выполнение работ на темы: «Изучение возрастной структуры популяций бурых лягушек и их биотопическая приуроченность», «Видовой состав птиц в различных биотопах», «Сравнение фауны водных беспозвоночных ручья Овражного и ручья Канального» и др. имеют своей целью изучение видового состава какой-то группы животных в зависимости от биотопа.

Работы подобного типа не только позволяют познакомиться с видовым разнообразием, но и обеспечивают понимание его возникновения, соответственно разнице абиотических и биотических условий, то есть способствуют раскрытию сущности и закономерности экологических взаимосвязей в природе.

Тематика таких работ как «Оценка экологического состояния реки Клязьма методами биоиндикации», «Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации», – перенаправляет цель в русло антропогенного влияния на природные экосистемы, дает возможность понять, что человек является частью этого цельного мира и процессы, происходящие в нем, с нашим ли или без нашего участия, непосредственно отражаются на нас самих.

Таким образом, метод проектов ставит ученика перед необходимостью осмысления своей деятельности, синтезирования полученных в школе знаний в конкретном творческом исследовании, представления этих знаний другим людям, что позволяет вывести его за пределы урока в реальную жизнь. Неслучайно проектно-исследовательская деятельность, основанная на добровольном и сознательном стремлении учащегося к преобразованию мира с целью сохранения его целостности и гармонии, многими воспринимается как новая, более действенная система обучения.

Зимние полевые занятия по водной экологииКроме того, успех нашей системы у школьных учителей обеспечило и то, что на базе «Центра», по сути, была смоделирована ситуация, когда значительную часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие полевые исследования, проводимые в «Центре», можно рассматривать как выполнение обязательной части программ школьного биологического образования, чаще всего не выполняемых в школе по различным причинам.

Соблюсти интересы школьной общеобразовательной программы и полевого практикума «Центра» большого труда не составило, так как экскурсионная тематика школьных программ изначально имеет экологическую направленность. Полевой центр взял на себя выполнение обязательной части школьных программ, и тем самым позволил значительной части московских школьников, восполнить возникшие по объективным причинам пробелы в биологическом образовании в плане экскурсионных практикумов.

Сейчас, спустя 15 лет после начала подобной деятельности в одной, отдельно взятой организации, назрела необходимость распространения этого успешного опыта по всей стране.

На наш взгляд, создание системы подобных образовательных структур в России позволит выполнить социальный заказ общества по:

  • формированию у учащихся знаний о единстве живой и неживой природы, о целостности мира, закономерностях материального и духовного взаимодействия человека, общества и природы, всего мира;
  • развитию интеллектуальных способностей обучаемого к глубокому анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
  • формированию реальной системы умений и навыков взаимодействия с обществом и природой, а также способности пользоваться своими знаниями на практике
  • воспитанию ценностных ориентаций экологического характера у обучаемого, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения, выражающегося в проявлении на материальном и духовном уровнях любви ко всему миру.

Создание системы таких организаций в нашей стране вполне реально. Мы видим одну из таких возможностей в случае некоторой переориентации на данное направление работы учреждений системы дополнительного образования эколого-биологического профиля – станций юных натуралистов и эколого-биологических центров, охватывающих всю страну, и находящихся на данном этапе своего развития (как и 15 лет назад!) в кризисном состоянии.

Эти учреждения имеют мощную базу не только в областных, но и в крупных районных центрах, имеют кадровый состав, способный организовать подобную работу, при необходимости имеют возможность привлечения педагогического контингента, обладающего необходимыми знаниями и умениями полевой работы. Участие в формировании направления полевых экологических практикумов для учащихся общеобразовательных школ в массовом объеме позволит им выйти из кризисного состояния, снова поднимет их значимость, вдохнет новые силы в юннатское движение.

Определение выловленных водных беспозвоночныхИдея, которую в данной статье мы еще раз предлагаем учреждениям дополнительного эколого-биологического образования, очень проста: надо идти по школам своего города и предлагать им проводить для их учеников полевые практикумы по биологии и географии.

Эту работу не обязательно строить по точно такому же принципу, как работает наш экологический Центр. Не обязательно создавать базу и привозить на нее детей на несколько дней, можно начать с малого!

Можно начать с того, что провести со школьниками экскурсию в ближайший лес, в парк, на речку, чтобы занятия по биологии и географии стали более живыми, познавательными и интересными. Наш опыт показывает, что учителя и администрация школ с большим удовольствием принимают подобные предложения, особенно если такие предложения исходят от профессионалов.

Со временем, в идеале, это должно окупаться, но для этого НАДО С ЧЕГО ТО НАЧАТЬ! А для начала достаточно просто проявить инициативу!


Преподаватель Экологического Центра "Экосистема", кандидат педагогических наук Олег Владимирович Глушенков,
Директор и основатель Экологического Центра "Экосистема", кандидат биологических наук Александр Сергеевич Боголюбов



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016