Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Научная новизна, актуальность, основные положения, апробация, благодарности | Оглавление | Начальные этапы эволюции картины мира в онтогенезе >>>

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИН МИРА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «КАРТИНА МИРА» И
«ОБРАЗ МИРА» В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ

Феномен картины мира, научной картины мира, соотношение научной картины мира и мировоззрения подробно и разносторонне проанализированы в работах отечественных философов и ученых В.И. Вернадского, Л.Ф. Кузнецовой, В.А. Лекторского, Т.Г. Лешкевич, Л.А. Микешиной, В.С. Степина; в работах представителей западной философской и научной мысли: И. Лакатоса, Т. Нагеля, Р. Нозика, И. Пригожина, М.Планка, К. Поппера, М. Ризебродта, С. Тулмина, А. Эйнштейна поэтому нет необходимости останавливаться на их общих и сравнительных характеристиках. В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования, особое значение приобретает тот факт, что формирование картин мира всех типов происходит на базе изначально целостного образа мира. Важно понять, как соотносятся эти категории, где, на этапе актуализации образа мира или одном из этапов эволюции картины мира в онтогенезе происходит потеря целостности, каковы причины, приводящие к ее разрушению. Понимание этого приведет к пониманию механизма коррекции ситуации. Основные затруднения в решении этого вопроса кроются в отождествлении понятий «картина мира» и «образ мира», что свидетельствует об их неразличении и о неразработанности их методологического аппарата.

В отличие от понятия «картина мира», введенного в философию в начале XYII века, понятие «образ мира» введено в научный обиход значительно позднее – во второй половине XX века психологами: сначала в классической работе С.Рубинштейна «Бытие и сознание. Человек и мир» [148], а после того активно разрабатывалось А.Н.Леонтьевым с точки зрения методологии исследования восприятия. Начиная с А.Н. Леонтьева введенное понятие сразу попадает в широко используемый в разных направлениях психологии ряд синонимичных выражений: картина мира, модель мира, модель универсума и др. Причиной тому более раннее использование термина в психологии познания в совершенно другом понимании – как нечто целого, состоящего из образов отдельных предметов и явлений, частей, выступающих в качестве первичных по отношению к нему.

Вводя в психологию восприятия «общее положение, о том, что проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира» [93. С.4], А.Н.Леонтьев избегает однозначной точной формулировки этого понятия и акцентируется на процессах его построения, преобразования и функционировании, как опосредствующего деятельность индивида в реальном мире. В своей первой работе посвященной развитию идеи образа мира в психологии познавательных процессов его последователь С.Д. Смирнов лишь обуславливает, что «понятие образа мира (употребляетсяО.Г.) в том его понимании, которое намечено А. Н. Леонтьевым в его последней публикации (1979)» [156. С.17], и только для частных моментов дается определение, тем не менее, очень важное для нашего выбора: «Образ мира и есть система экспeктаций, пopождающая объект-гипотезы на основе которых идут структурирование и предметная идентификация отдельных чувственных впечатлений» [156. С.24], то же самое мы видим в его следующей работе [158. С.152].

В последнее время понятие «образ мира» вышло за границы психологии и приобрела статус философской категории [8, 48, 120, 170]. Однако, и в философии также возникли противоречия связанные с попытками заменить новым понятием другие близкие, но неравноценные по значению и смыслу: «мировоззрение», «картина мира», «мировосприятие», «миропонимание» и т.д. Образ мира близок к перечисленным понятиям, но не сводится ни к одному из них.

Следует признать, что такой ход, наполнение новым конкретным эмпирическим содержанием «старого» термина оказался не совсем удачным, и на наш взгляд является причиной того, что положения, высказанные А.Н. Леонтьевым, не были по достоинству оценены исследователями и феномен образа мира остается слабо исследованным в психологии и философии и практически не используется в прикладных областях, например, таких как педагогика. Некая предопределенность необходимости использования именно этого термина кроется в его глубинном смысле – «модель», при этом не всегда учитывается, что он оказывается скованным буквальным смыслом – «картинка». Русский язык лишен дифференциации понятия образа как картинки и образа как модели. Поэтому, с самого начала использование термина в новой трактовке потребовало дополнительных усилий его пояснения. Изначально возникшую терминологическую неясность, усугубило признание, вслед за самим А.Н. Леонтьевым, его последователями [21, 22, 61, 62, 96, 158,159] определенной синонимичности терминов «образ мира» и «картина мира».

В статье 1981 года С.Д. Смирнов четко подразделяет эти категории: «…образ мира имеет характер ядерной структуры по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде той или иной модально оформленной и, значит субъективной картины мира» [156. С.22]. В сделанном им различении ядерных и поверхностных структур заключено фундаментальное разделение категорий образ мира и картина мира. Это позволило В.В. Петухову подвести базу под осознанное противопоставление: представление мира — знание о мире, то есть, выражаясь другими терминами: образ мира — картина мира: «Ядерные (представление мира) и поверхностные (знание о нем) структуры различаются иначе, чем разные – более и менее глубокие – уровни познания» [133. С.15]. Положения о ядерных и поверхностных структурах восприятия явились обоснованием различения понятий представление мира — представление о мире не только в структурном, но и в функциональном плане: «…представление мира присуще человеку по его «родовому» определению – как носителю сознания. Это представление не является, как уже пояснялось, рациональной конструкцией, но отражает практическую «вовлеченность» человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни <…> Ядерные структуры <…> как фундаментальные опоры существования человека в качестве сознательного существа, отражают его действительные связи с миром и не зависят от рефлексии по их поводу. Структуры же поверхностные связаны с познанием мира как специальной целью, с построением того или иного представления о нем» [133. С.15].

В.В. Петухов, четко определяет, что аналог образа мира в контексте исследований мышления — это представление мира. Он обращает внимание на важное различение представления мира как некоторой структуры, опосредующей взаимодействие субъекта с реальностью, и представления о мире как совокупности знаний о ней, не определяя последнее как картину мира. За него это делает Т.В. Даренская [48], которая впервые четко ставит вопрос о различении категорий «картина мира» и «образ мира». В основу их различения ею положены идеи Петухова об образе мира как представлении мира и необходимости отличать его от представления о мире: «Первая (картина мира – О.Г.) – цель специально-теоретического познания, механизм которой состоит в комплексном и как можно большем охвате явлений и процессов объективной реальности в целостной системе знаний. <…> «Образ мира» предстает как глубинная структура по отношению к «картине мира». С точки зрения филогенеза, представление мира более первично; представление о мире выступает как «надстройка» над образом мира» [48].

Достаточно четко разделяет амодальные и модальные структуры Е.Ю. Артемьева [5]. Ее системную модель можно было бы принять, если бы не подразделение модальных структур на «перцептивный мир», и собственно «картину мира», играющую в этом случае роль переходного слоя между поверхностными и ядерными структурами, что на наш взгляд излишне. Нельзя согласиться с ее утверждением, что «слой амодальных структур» (образ мира – О.Г.) образуется «при «обработке» семантического слоя» (т.е. картины мира – О.Г.) [5. С.21]. Разве, если имелось ввиду, что этот процесс происходил в филогенезе. Правда имеется мнение Конрада Лоренца, который считает, что с появлением нового когнитивного аппарата (мышления – О.Г.) в конце третичного периода, функции которого параллельны функциям генома, процессы усвоения и сохранения информации стали осуществляться двумя разнородными механизмами, взаимно находящимися в отношениях антагонизма и равновесия [100]. На наш взгляд это не равнозначно. Мы, вслед за О.Е. Баксанским и Е.Н.Кучер [8], затратившими огромные усилия на доказательства первичности и амодальности образа мира, считаем, что «современная наука (в частности, биология и этология) на богатейшем эмпирическом материале исследовала развитие когнитивных механизмов человека в филогенезе нашего вида [8. С.64]». Эволюционные представления позволяют со всей очевидностью последовательно объяснить приспособительный характер нашего восприятия, феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей его реальности (например, эффект восприятия глубины пространства у младенцев; врожденный образ матери (нечто овальное с Т-образным пятном); узнавание главной опасности (желтое с черными пятнами или два желто-зеленых горящих кружка с черными зрачками), актуальность в которой уже давно отпала, и многие другие известные факты). Но пока, на данный момент, мы не имеем достоверных доказательств закрепления новоприобретенных знаний о мире в геноме, а, следовательно, и дополнений к врожденному образу мира. Может быть с появлением нового когнитивного аппарата, человек утратил способность фиксации новой информации в геноме?

В конечном итоге ситуация остается по-прежнему не простой, большинство исследователей оказывались непоследовательны в рассуждениях и сходили к прежней синонимичности «образа мира» и «картины мира» в структурном и функциональном плане, объединяя ядерные и поверхностные структуры. Современные исследователи феномена «образа мира», оказываются перед дилеммой его трактовки и до сих пор, не могут конкретно определиться, какой из концептуальных постулатов принять за основу. Если принимается положение «образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде модально оформленной картины мира», то под образом мира можно понимать только ядерные, амодальные образования, все остальное, перцепционно скорректированное и отрефлексированное будет картиной мира. Неразработанным, в этом случае останется момент актуализации образа в картину. А если принимается «различение ядерных и поверхностных структур образа мира в структурном плане», то амодальная часть образа мира будет фигурировать как «онтогенетически априорная форма познания»[8], как «до-образ мира» [168], и в этом случае собственно картиной мира будет только научная картина мира. По нашему мнению, второе положение противоречит амодальной форме Леонтьева, априорной форме Лоренца, ядерным формам Смирнова и Петухова. При этом в первом варианте нет противоречия в том, что образ мира является основной частью картины мира любого уровня, так как картина мира всегда формируется на его базе.

В контексте рассматриваемой проблемы, мы считаем верным постулат – «образ мира или представление мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде модально оформленной картины мира или представления о мире». Все исследователи феномена образа мира в той или иной степени осознавали это, поэтому во всех работах имеются основополагающие взгляды на образ мира в генетическом плане, как априорную, первичную, амодальную структуру [8. С.52], [99. С.18], [156. С.22,23], и др. Поэтому дискурсивным определением образа мира следует считать амодальное представление мира как систему ожиданий и прогнозов в категориальных формах интуиции и собственно категорий* выступающих в качестве рабочих гипотез при взаимодействии с абсолютной реальностью окружающей среды.

*Категории в трактовке Канта – это всеобщие формы, в которых мы мыслим воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивания нашего опыта [146. С.149].

В предлагаемом нами видении, образ мира не может быть структурирован. Его функция в процессе восприятия определяется его целостностью. Утверждение, что главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные восприятия, а образ мира в целом, является ключевым в работе А.Н. Леонтьева [92]. Идею целостности образа мира развивает в своих работах ученик А.Н. Леонтьева С.Д. Смирнов. Он приходит к выводу, что образ мира в целом, а не отдельные чувственные впечатления осуществляют основной вклад в процесс построения образа предмета или ситуации. Сенсорные «полуфабрикаты уточняют, подтверждают и перестраивают исходный образ мира», а не наоборот [156; 158; 159]. Вслед за К. Лоренцом [99] С.Д. Смирнов, рассматривает образ мира как систему ожиданий относительно развития событий реальности, ожиданий, детерминирующих формирование перцептивных гипотез [156].

Утверждая подобное, возникает необходимость принять положение о том, что образ мира предшествует отдельным ощущениям в структуре образа, как и любому отдельному образу в целом. Для чего, следует признать наличие зачаточных (исходных) форм образа мира на стадии формирования плода или еще глубже, наличие специфичного наследственного материала в половых клетках. «Как нам представляется, без апелляции к априорным формам познания невозможно объяснить приспособленность человека на ранних этапах онтогенеза, когда непосредственная деятельность субъекта по активному приобретению знаний еще невозможна. И в дальнейшем, поведение субъекта не могло бы столь быстро адаптироваться к среде, если бы познание начиналось только в индивидуальном опыте индивида, даже с учетом социализации» [160. С.24].

По Лоренцу – априори, возникшее как адаптация к вещи в себе (происхождение априори в известном смысле «апостериорно») и есть образ мира, базирующийся на центральной нервной системе. Позднее уточняется, что изначально его локализация значительно глубже – в носителях наследственности вида «именно молекулярные цепочки генома отвечали за функции сбора, хранения и наращивания знаний» [101. С.29], и в эволюционной теории познания фигурирует как «генетическое априори» [140].

Онтогенетические априорные когнитивные структуры являются результатом филогенетического развития человека как биологического вида. Вероятно, в филогенезе они формировались интериоризационно, подобно тому, как рассматривает В.П. Зинченко [44] применительно к становлению образа себя и мира, или подобно тому, как в теории психоанализа в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), которая в свою очередь определяет структуру сознания.

Онтогенетическое развитие сугубо человеческих когнитивных образований возможно только на базе филогенетических приобретений. Они могут быть развиты субъектом в процессе индивидуального взаимодействия с реальностью. Отсюда, образ мира фигурирует только как дорефлективная универсальная матрица цельности и целостности, которая обеспечивает возможность содержательного постижения разных предметных элементов действительности и обеспечивает целостную смысловую связь явлений в общей системе мироздания. При этом зафиксированный в носителях наследственности как некоторый набор онтогенетических априорных когнитивных структур в процессе филогенетического развития вида, образ мира может развиваться только опосредованно. Соответственно изучать проблему построения образа мира мы можем только в филогенетическом аспекте (под которым понимается развитие особенностей восприятия в процессе эволюции).

Идея целостности образа мира не противоречит возможностям эволюции образа мира в онтогенезе, так как по мере включения органов чувств и возникновения рефлексии чувственные модальности на базе образа мира формируют фактуру картины мира, не уничтожая его, и именно картину (а не образ) мира можно рассматривать как эволюционную иерархическую систему когнитивных репрезентаций. Образ мира при этом остается основой формирования на каждом из выделяемых уровней развития картины мира.

<<< Научная новизна, актуальность, основные положения, апробация, благодарности | Оглавление | Начальные этапы эволюции картины мира в онтогенезе >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016