ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА

Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Оглавление | Объект, предмет, цели, задачи, методы, экспериментальная база исследования >>>

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование средней и высшей школы основывающейся на методологии практической психологии, воплотившей идеи культурно-исторической психологии, общепсихологической теории деятельности и историко-эволюционного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, ставшей идеологией современного российского образования, на практике вылилось в педагогику развития.

Важной вехой на этом пути стало выделение стратегических ориентиров вариативного образования, понимаемого как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая обеспечила бы ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности [6].

В законе РФ "Об образовании", в «Общих требованиях к содержанию образования» (ст.14, п.2) говорится, что содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения [56]. Определенное соответствие положению Закона на обеспечение формирования в сознании учащихся картины мира мы находим в Концепции естественнонаучного образования. В ней одной из целей естественнонаучного образования названо: «изучение основных составляющих естественнонаучной картины мира» [80]. В федеральном компоненте государственных образовательных стандартов цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени и по отдельным учебным предметам [189; 190]. В Государственном стандарте основного среднего образования по биологии мы находим постановку цели несколько отличную от формулировки Закона, она ставится как «освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира». Соответственно целям Государственные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ. В минимум содержания программ по биологии основной школы включена задача по раскрытию «роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира», для средней школы – «роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира» [189; 190]. Кроме того, только программы по биологии для основной и средней общеобразовательных школ в требования к уровню подготовки выпускников включают умение объяснять «роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика»; «роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила» [143].

Такая постановка цели – на освоение знаний о роли, задач по раскрытию роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, не ориентирует систему биологического образования на выполнение одного из основных требований Закона, на обеспечение формирования в сознании учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения и, как следствие, не обозначает пути реализации этого требования. В «Концепции биологического образования в 12-летней школе» [81] о формировании целостной общенаучной картины мира можно лишь подразумевать в рамках «…овладения компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющими основу целостного миропонимания и научного мировоззрения учащихся; формирования научного миропонимания». Хотя в «Общей методике обучения биологии» Пономаревой И.Н., Соломина В.П., Сидельниковой Г.Д. эта цель Стандарта трактуется как «…формирование целостного представления о мире, основанного на усвоении учебного материала» [139. C.84]. В этом же источнике в связи с пониманием того, что, содержание школьного образования, в том числе биологического, предусматривает его соответствие уровню развития науки в данный исторический период, обуславливается новый подход к науке о живом. Соответственно биологию рассматривают как необходимую область знаний в системе культуры, в развитии духовной жизни современного общества, формировании экологической культуры личности и построении научной картины мира [139. C.69].Одной из основных целей и задач, которыми должна руководствоваться школьная биология в период ориентации общества на демократизацию, гуманизацию, культуросообразность и экологизацию называется: «формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира» [139 C.71, 74]. Целостная картина мира наряду с мировоззрением выделяется авторами как одна из сторон воспитания при обучении в курсе биологии начала 21 века [139. С.149,150]. Но и в этом случае о конкретных механизмах, путях формирования целостной картины мира в «Методике…» ничего не говорится, оговаривается лишь, что: «Значение теории биологической эволюции для науки и культуры в целом огромно, поскольку составляет основу для формирования НКМ <…> Поэтому новые знания об эволюции органического мира, ее закономерностях и значении должны найти отражение в общем биологическом образовании» [139. C.66,67]. В «Теории и методике обучения биологии» А.И. Никишова [125] рассматривается только формирование естественнонаучного мировоззрения и то лишь как составляющей части воспитательного процесса. Анализ учебников по биологии, изданных после выхода Закона «Об образовании» [26; 51; 57; 58; 59; 79; 104; 126; 128; 137; 138 и др.] показывает, что в них до сих пор не включены темы обобщающего характера, посвященные НКМ и ее эволюции, позволяющие выполнить одно из требований Госстандарта: «…освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира». Понятно, что содержание любого учебника по биологии, несущее в себе знание о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем, вносит свой вклад в формирование в сознании учащихся естественнонаучной и общей картины мира. Так обозначено и в Концепции естественнонаучного образования: «…приобретенные школьниками научные знания о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем формируют в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира» [80]. Однако без соответствующего обобщения это вряд ли будет осознано учащимися. К тому же, без специальной разработки подходов и методов этого направления, процесс формирования картин мира не будет иметь целенаправленный характер, представлять собой объединяющее начало.

Видимо, нет заслуживающего внимания опыта работы учителей в этом направлении, о чем можно судить по отсутствию публикаций по данному вопросу в материалах журнала «Биология в школе».

Анализ диссертаций за последние пятнадцать лет показал, что имеются лишь отдельные попытки прикладного использования категорий «образ мира» и «картина мира» в педагогике [14; 85; 141; 151; 172; 174; 180; 203]. В методике обучения отдельных предметов вопрос о формировании научной картины мира чаще всего затрагивается лишь косвенно в контекстах мировоззрения, миропонимания, синергетики, интеграции [66; 77; 196]. Конкретно ставит целью своего исследования формирование целостной естественнонаучной картины мира у младших школьников в процессе познавательной деятельности Л.И. Бурова [18]; геометрической составляющей естественнонаучной картины мира старшеклассников – Е.А. Ермак [53]; формирования личностной информационной картины мира – И.А. Кузибецкий [89].

Исходя из всего вышесказанного следует, что реализация поставленной в Законе цели по формированию картины мира, адекватной современному уровню знаний, находится в противоречии с неразработанностью этой проблемы в методике обучения биологии. Без специальной разработки подходов и методов решения этого противоречия процесс формирования картины мира не будет иметь целенаправленный характер, представлять собой объединяющее начало.

Понять суть проблемы, найти правильный ход ее решения мешает имеющееся в философии и психологии неразличение феноменов «образ мира» и «картина мира», неразработанность их методологического аппарата. Изначальное синонимичное использование терминов «образ мира» и «картина мира» А.Н.Леонтьевым [93], введшем их в психологию восприятия, не совсем четко обусловившим их различие, позволило его последователям, особенно в прикладных областях знаний, таких как педагогика, отождествлять эти понятия, что не способствует ясному пониманию исследуемых ими вопросов [14; 85; 127; 141; 151]. В нашей работе обосновывается четкое разграничение понятий «образ мира» и «картина мира».

Сложности реализации цели кроются в проблеме дифференциации и интеграции знаний в самой науке. Согласно современному российскому философу В.С. Степину [163], эта проблема возникла в момент перехода к дисциплинарно организованной науке (вторая научная революция), когда механическая картина мира утрачивает статус общенаучной, в биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. Основоположники новейших направлений развития науки И. Пригожин и Э. Янг считают, что структура современной научной картины мира носит как бы мозаичный характер, она состоит из автономных блоков – физика, космология, биология, геохимия и др., – которые, хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой универсальной эволюционной парадигмы [цит. по: 192]. «Современная научная картина мира не носит целостного характера, отображения реальности естественных наук не сливаются в единый образ с теми, которые дают общественные науки» [78. С.30]. «Рациональное построение мира основывается на знаниях, получаемых, в основном, точными науками. В силу бесконечности явлений и самого процесса познания, и, скорее отсутствия, нежели наличия знаний о большинстве жизненных процессов, такая картина мира – фрагментарна» [75. С.107].

Дисциплинарное теоретическое знание представляет лишь фрагмент более широкого массива научных знаний, оно призвано донести достижения науки широким массам через образование и сформировать у них соответствующую научную картину мира. Однако если, в науке нет единого представления о мире, его не может быть и в образовании, перенявшем дисциплинарный подход в целях обучения. При значимости влияния на индивида научной картины мира, проистекающего из длительности и степени воздействия, она оказывает расчленяющее воздействие и на социально-личную картину мира. Таким образом, картины мира, формирующиеся школьным образованием в различных областях знаний, по-прежнему не сводящиеся к единому целому, не соответствуют современным представлениям о мире.

Одним из методологических ориентиров развития вариативного образования является переход от учебного предметоцентризма к образовательным областям, что стимулирует появление интегрированных учебных курсов, обеспечивающих приобщение школьников к целостной картине мира [6]. Однако широко проведенный эксперимент по введению интегрированных учебников по естествознанию в 5-7 классах не получил необходимого признания [58; 59]. Интегрированные курсы естествознания, используемые в основном в старших классах гуманитарного профиля и призванные обеспечить приобщение школьников к целостной картине мира, в корне не решают противоречия – между дисциплинарной системой образования и стремлением сформировать на разрозненной предметной базе целостную общенаучную картину мира. Тем не менее, решение проблемы необходимо искать: во-первых, в рамках дисциплинарной системы образования, так как формирующаяся современная общенаучная картина мира основана не на стремлении к унификации всех областей знания и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а на единстве в многообразии различных дисциплинарных учений; во-вторых, на основе целостного образа мира, так как система представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое.

Исполнение закона «Об образовании» и установок педагогики развития в области формирования целостной общенаучной картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения – вполне реальная задача, при внесении корректив в содержание школьного образования, которые позволили бы усилить мировоззренческую направленность всех предметов и привести их в соответствие с современными представлениями о мире. Отечественные теоретики философии науки В.С. Степин, Л.А.Микешина признают, что ведущая роль в образовании по формированию мировоззренческой позиции и передовых идей давно перешла к биологическим наукам и наукам о земле. Еще в исторический период сохраняющихся общих познавательных установок классической науки в биологии и геологии возникли идеалы эволюционного объяснения.

Биологическая научная картина мира почти на сто лет раньше, чем физическая картина включила в себя элементы представлений о мире (биосфера, как кибернетическая система; Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов), которые становятся актуальными на современном этапе развития цивилизации. Идеи эволюции (представления об уникальных развивающихся объектах) и историзма (представления об исторически развивающихся системах), утвердившиеся в биологии в конце XIX – начале XX вв. предвосхитили идеи глобального универсального эволюционизма, универсальной истории XXI века (физика вступила на этот путь только в последние десятилетия). И эти представления не оставались статическими – они развивались и к настоящему времени они являются передовой, полноценной частью формирующейся современной общенаучной картины мира. Роль биологии возросла и в связи с ее гуманизацией. На современном этапе развития в направлении решения вопроса о соотношении биологического и социального, живого и неживого биология ближе всех подошла к отражению мира в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Школьный курс «Биология» имеет большой потенциал по формированию у учащихся экологической картины мира, наиболее близкой к общенаучной картине мира, но не разработаны методические условия по его реализации.

Отсюда следует, что предмет «Биология» в школьной системе образования, дающий подрастающему поколению возможность познать основы биологических научных знаний, ведущая роль которых в формировании современных мировоззренческих взглядов в науке неоспорима, должен исполнить свою консолидирующую роль. Средствами биологии вполне можно сформировать у школьников экологическую картину мира, изначально обладающую целостностью, и тем самым внести основополагающий вклад в формирование у них современной, целостной общенаучной картины мира.

Важность формирования в сознании школьников экологической картины мира и неразработанность этой проблемы в методике обучения биологии обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование экологической картины мира у школьников на полевом практикуме по биологии».

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!

Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагеря,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.