Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Результативность применения экологического принципа в формировании экологической картины мира у учащихся | Оглавление | Выводы по главе 2 >>>

2.6. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В СОХРАНЕНИИ
И ВОССТАНОВЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Как уже отмечалось в первой главе, психологи пришли к единому мнению по поводу того, что формирование любых представлений о мире в общественном сознании отражается, при общей религии, единой культурно-просветительской системе, общедоступном образовании населения на изменении обыденной социальной, а собственно и социально-личной картины мира каждого индивида определенного сообщества.

Для выяснения того, как экологический принцип, воздействие которого в созданных методических условиях направлено в первую очередь на формирование ЭКМ, влияет на СЛКМ у школьников, понадобился анализ их категорий мировосприятия и выяснение первопричин разрушения целостной СЛКМ детей при получении ими образования в школах.

Перебор всего массива информации, полученной в результате исследования, позволил выявить наиболее устойчиво повторяющиеся компоненты мировосприятия (смысловые единицы) (Рис.12 и 13).

Рис. 12. Категории мировосприятия московских школьников:

Категории мировосприятия московских школьников

Рис. 13. Категории мировосприятия школьников по возрастам:

Категории мировосприятия школьников по возрастам

Наиболее устойчиво повторяющимися компонентами мировосприятия в различных возрастных группах были: «польза», «красота», «единение», «образ». Около 17% школьников смотрят на мир с прагматической точки зрения. Прагматизм их в младшем возрасте наивен («Огонь освещает землю ночью. Вода способствует жизни на Земле. С Земли можно увидеть небо, на котором ночью сверкают звезды» (5 кл.)), и только в старшем становится более конкретным. Чуть больше школьников воспринимают мир совершенным и красивым, причем их доля увеличивается с возрастом с 14,2 до 21,1 %; немного растет число тех, у кого развивается образное восприятие мира – до 11,7%, и тех, кто чувствует себя частью этого мира – до 12%. Однако, преобладают над всеми школьники с восприятием мира, таким, каков он есть (без оценки – «факт»), правда их доля заметно снижается с возрастом (с 35 до 26,5%). Кроме того, при переходе в другую возрастную группу восприятие у них приобретает новое качество. Если в 11-12 лет это наивно-рациональное фактическое мировосприятие («Голубое небо; зеленая земля; красный огонь; чистая вода; серебряные звезды» (6 кл.); «На нашей Земле есть огонь, вода, земля, воздух. Если посмотреть на небо, то можно увидеть звезды» (6 кл)), то с возрастом оно становится все более рационалистичным («Земля оборачивается вокруг своей оси за 24 часа; Огонь – кислородное окисление при высоких температурах. Вода – жидкое кислородсодержащее вещество. Звезды галактические образования, в основном состоят из водорода. Земля – образование минреальных и органических веществ, представляющих твердую поверхность» (11 кл.)). Немного уменьшается процент школьников воспринимающих мир опосредованно («отстраненность») – с 6,8 до 5,4%.

Приведенная нами выше общая картина, отражает одномоментный срез категориальной структуры школьников разных возрастов, но не совсем ясно показывает сам процесс категоризации мировосприятия. Категориальная структура детей не является стабильной. Уже более осознанное владение получаемыми в младшем школьном возрасте знаниями, приводит к развитию интеллекта ребенка, что, в свою очередь, приводит к внутреннему противоречию с сущностным недифференцированным восприятием мира и запускает процесс трансформации мировосприятия. Трансформация, или процесс категоризации, мировосприятия является следствием глубокого рекомбинирования всей совокупности информации индивида (осознанной и неосознанной), когда изменения количественного характера требуют качественной перестройки системы восприятия мира на уровне подсознания [172] Структурный анализ позволил выявить, что следствием процесса категоризации является не только оформление многовариантности мировосприятия, но и его дифференциация у части личностей (Рис.14).

Рис. 14. Доля школьников с дифференцированным и конкретным мировосприятием:

Доля школьников с дифференцированным и конкретным мировосприятием:

Мы выяснили, что уже в 11-12-летнем возрасте (5-6 классы) высок процент детей воспринимающих мир с нескольких категорийных точек зрения – их доля составляет 38,8%. Максимальная доля детей, имеющих неустоявшееся мировосприятие, наблюдается среди 13-14 летних (в 7-9 классах) – 50,8%. У старшеклассников снова начинается процесс конкретизации мировосприятия на базе какой-то одной категории, среди 15-летних доля детей с неустоявшимся мировосприятием снижается до 43,2%, а среди 16-летних – до 32,2%.

Переход от сущностно-недифференцированного восприятия мира к многовариантному конкретному недифференцированному очень длителен и охватывает весь школьный период и, судя по восприятию выпускников, продолжается в студенческий, вероятно, одной из причин затянутости процесса, можно считать побочный эффект дифференциации, вызываемый предметной системой образования.

Однозначное доминирование категории «факт» в мировосприятии школьников в 12-13 лет с явным проявлением наивно-рационального оттенка – у 26% в конкретном проявлении и у 18% детей с дифференцированным восприятием мира (в этом случае и далее см. Рис.15 и 16), вместе с резким падением доли школьников с этой категорией в 13-14 лет (до 17%), в фактическом восприятии мира которых уже сквозит рациональное зерно, позволяет нам ограничить этап «наивного рационализма» 11-12-летним возрастом. Мировосприятие конкретизируется в этом возрасте с некоторым креном в сторону практического восприятия (наивный рационализм). Доли проявления других типов конкретного мировосприятия приблизительно равны, за исключением редких для всех возрастов категорий «опасность» и «сопоставление». Сказочное и мифологическое образное восприятие практически исчезает, но уже появляется натурфилософское образное восприятие мира.

Рис. 15. Доля проявления категорий мировосприятия среди школьников с дифференцированным мировосприятием:

Доля проявления категорий мировосприятия среди школьников с дифференцированным мировосприятием

Рис. 16. Доля проявления категорий мировосприятия среди школьников с конкретным мировосприятием:

Доля проявления категорий мировосприятия среди школьников с конкретным мировосприятием

Мировосприятие невозможно одномоментно изменить и, судя по всему, этап развития в 13-14-летнем возрасте можно назвать переходным между этапом «наивного рационализма» и «рационально-образным» этапом. Об этом свидетельствует и максимум неопределившихся с конкретным мировосприятием детей (50,8%), и средние цифры по всем стабилизировавшимся категориям, в том числе и по образному восприятию, и уже упоминавшееся появление рациональности в фактическом восприятии мира. Однако говорить о подлинной (зрелой) рациональности в подходе к жизни в этом периоде

В фазе рационально-образного восприятия мира, которая, исходя из полученных нами данных, проявляется с 15, а не с 16 лет, мы уже встречаемся с осознанным, а не с наивным прагматизмом – категория «польза» у 8,3% («В земле много полезных веществ. Из-за неумения обращаться с огнем в лесу, люди с большим трудом могут бороться с ним. Вода – одно из средств борьбы с огнем. Звездами на ночном небе можно любоваться бесконечно» (11 кл.)) – и не с наивным рационализмом – категория «факт» у 16,2% школьников («Наша звезда – Солнце. Люди как вид разумных организмов живут на 3-ей планете Солнечной системы – на Земле. На ней живут организмы в трех средах: земле, небе, воде. Человек отличается от них тем, что добыл огонь» (11 кл.)). Возрастает количество школьников определившихся и конкретизировавших свое мировосприятие. Преобладают учащиеся, воспринимающие окружающий мир через собственное “Я”, чувствующие и понимающие свое единение с миром – 10,5% (сознательная причастность: «Один раз я с друзьями пошел в поход. Мы сильно устали. Выпили воды, разожгли костер. Огонь был такой большой, что доставал до неба. Потом мы лежали на земле и смотрели на звезды» (10 кл.)); способные одухотворять мир посредством художественной метафоры (школьники с образным восприятием, выражающие свое отношение к миру в литературной форме: «Красивое небо, на нем горят звезды ярким огнем. По земле бежит ручеек, переливающийся ночным небом, но в то же время вода остается очень спокойной» (11 кл.), вместе с теми, кто имеет представление о натурфилософских стихиях: («По звездам, если посмотреть в небо, можно определить стихию человека, будь то вода, земля или огонь» (11 кл) составляют 9,6%); понимающие и чувствующие ценность и красоту окружающего мира («Нагревшаяся за день земля, уже успела отдать ночи все тепло. Вода в котелке, висящем на огне, почти закипела. Первые звезды – самые яркие – уже зажглись на ночном небе. Мы любовались этим небом, думая о том, как оно непостижимо и бесконечно») – 12,2%. Что касается все-таки большого для этого возраста числа школьников воспринимающих мир таковым, каков он есть, причем, частью в наивной форме, то причину мы видим в некоем юношеском протесте против того, что навязывается ему взрослыми вопреки его желаниям (просьба заполнить анкету). В таких ситуациях подросток ведет себя как ребенок – либо он вообще не отвечает, либо отписывается, демонстрируя свойственное ребенку наивно-рациональное восприятие мира. Возможно, причина в другом. Рациональное познание мира (научные теории) не снимает, а, напротив, обостряет проблему объяснения мира. Школьник в этот период сталкивается с вопросами, на которые невозможно дать однозначный ответ. Чувство ограниченности рационального познания вызывает эмоциональный дискомфорт и нежелание раскрывать свой внутренний мир.

Проведенный нами анализ процесса категоризации мировосприятия позволил понять глубинные причины разрушения целостной социально-личной картины мира детей при получении ими образования в школах. Становится ясно, что предметное обучение, практикуемое в средней школе, накладывается на естественный процесс перестройки системы мировосприятия к многовариантной схеме с существенным моментом дифференциации мировосприятия, не способствующим сохранению целостности СЛКМ. Однако этот материал не позволяет нам однозначно ответить на вопрос, что является первопричиной, а что следствием – дифференциация мировосприятия, на которую накладывается многопредметность и все это приводит к разрушению целостности, или многопредметность приводит к нарушению процесса категоризации, побочным явлением чего является дифференциация мировосприятия, что и приводит к разрушению целостности. При отсутствии альтернативной системы образования, мы смогли ответить на этот вопрос, проанализировав экспериментальный материал, полученный нами в результате исследования проведенного среди школьников, прошедших образовательный курс, направленный на формирование ЭКМ. Именно процесс, направленный на формирование ЭКМ, как некоей целостности, обязательно должен был отразиться на целостности СЛКМ, так как тем самым в значительной степени устранялась причина дискретности СЛКМ детей школьного возраста, вызванная дисциплинарно разрозненной подачей знаний в школе

Целенаправленное использование экологического принципа в процессе подачи знаний подключает функцию создания межпредметных связей между естественнонаучными и общественными дисциплинами. Обобщение знания на разных уровнях ЭКМ на основе представлений о взаимосвязях в природе, взаимозависимости протекающих в ней процессов, единства человечества и природы, привело к росту личных представлений о мире как целостной системе среди учащихся (на контроле целостная СЛКМ выявлена у 39,7% , среди прошедших эксперимент у 52,5%). Освоение школьных программ по годам обучения приводит к постепенному росту доли детей с личным целостным представлением о мире – с 34,2% в 11-12 лет, до 34,6% в 13-14 лет и до 49,8% в 15-16 лет. Однако среди детей, освоивших программы Центра, доля таких детей значительно выше, причем в каждом возрастном диапазоне – 46,6% в 11-12 лет; 53,9% в 13-14 лет; 61,7% в 15-16 лет. Даже по старшеклассникам, среди которых, благодаря интегративным процессам, активно протекающим в основной средней школе, достаточно высок процент детей с целостной СЛКМ, наблюдается увеличение их числа на 12% (Рис.17). К тому же подобная закономерность наблюдается при последовательном освоении программ центра, совпадающих с количеством посещений (Рис.18).

Рис. 17. Формирование целостного представления о мире в зависимости от возраста и программ обучения:

Формирование целостного представления о мире в зависимости от возраста и программ обучения

Рис. 18. Формирования целостностного представления о мире в зависимости от количества посещений «Центра»:

Формирования целостностного представления о мире в зависимости от количества посещений Центра

Целостность мировосприятия, если она есть, проявляется на любом стимульном материале, причем это справедливо для всех детей, как участвующих, так и не участвующих в эксперименте. Мы в своем исследовании использовали еще три варианта стимульного материала для выяснения уровней экологической грамотности и культуры учащихся. Школьники, которые в ответ на предъявление основной группы стимульных слов продемонстрировали представление о мире как целостной системе, в 87-94% случаев демонстрировали целостное общее и целостное экологическое мировосприятие в соотношении каждой из трех других стимульных групп; 85,5% детей проявили целостность своего мировосприятия по трем стимульным группам слов единовременно и 78,5% – по четырем группам (Рис.19).

Рис. 19. Проявление целостности представления о мире на различном стимульном материале:

Проявление целостности представления о мире на различном стимульном материале

У детей осваивающих школьную программу целостное представление о мире сохраняется и формируется на основе любых категориальных структур, под воздействием всей совокупности факторов. Если в 11-12-летнем возрасте целостная СЛКМ формируется достаточно равнозначно на основных типах мировосприятия, то в переходный период 13-14 и на этапе рационально-образного мировосприятия в 15-16 лет несколько предпочтительнее этот процесс идет у детей с категориями мировосприятия «красота», «единение», «образ» (Рис.20).

Рис. 20. Формирование ЦСЛКМ у детей с различными категориями мировосприятия(контроль):

Формирование ЦСЛКМ у детей с различными категориями мировосприятия(контроль)

Постепенный рост количества детей с личным целостным представлением о мире в эксперименте в 11-12 лет осуществляется, в первую очередь, за счет тех, кто воспринимает мир на базе категорий «образ» – рост 5,3%; «факт» – рост 3%; «красота» – рост 2,9%. В 13-14 лет – на базе категорий «образ» – рост 6,5%; «польза» – рост 3,7%; «красота» – рост 3,2%; «единение» – рост 3%. В 15-16 лет – на базе категорий «образ» – рост 5,1%; «польза» – рост 3,6%; «опасность» – рост 4,4%; «сопоставление» – рост 4,7% (Рис. 20 и 21). Особенно четкие тенденции роста количества школьников с целостностным представлением о мире с возрастом наблюдаются в экспериментальной группе среди воспринимающих мир на базе категорий «образ» – рост от 5,0 до 8,4%; «польза» – рост от 9,4 до 13,8%; «единение» – рост от 7,5 до 12,0%; «сопоставление» – от 1,3 до 6,0% (Рис.21).

Рис. 21. Формирование ЦСЛКМ у детей с различными категориями мировосприятия (эксперимент):

Формирование ЦСЛКМ у детей с различными категориями мировосприятия (эксперимент)

Чтобы понять, какие процессы влияют на целостность СЛКМ, нами проведен дополнительный анализ. Особое внимание в этом случае обращено на изменение категории мировосприятия «факт». Восприятие мира таким, каков он есть самое свойственное человеку. Именно эта категория актуализируется сразу после рождения. Человек, воспринимающий мир на основе одной категории имеет конкретное восприятие, в дошкольном возрасте оно позволяет не дифференцировать мир, воспринимая его как целостную сущность, пусть в большей степени и нафантазированную – отсюда мифологическое восприятие народов, стоящих на низших ступенях общественного развития и фаза наивного иррационализма у наших дошкольников. В младшем школьном возрасте у некоторых детей фактическое мировосприятие приобретает новое качество, а у части на первичной наивно-иррациональной базе трансформируется в иррационально-образное. С этого момента процесс категоризации принимает необратимый характер.

Для нас важно понимание того, что все типы категорий мировосприятия возникают за счет трансформации категории «факт», это подтверждает и процесс дифференциации, возникающий в условиях школы – у детей с дифференцированным мировосприятием в комбинации в большинстве случаев проявляется эта категория. В случае с теми, кто осваивает только школьную программу, целостность СЛКМ изначально сохраняется в процессе трансформации (категоризации) мировосприятия у 34,2%. К 11 годам можно выявить детей имеющих любую из основных категорий мировосприятия, их доля (без категории «факт») составляет 36,2%, (Рис.20а).

Рис. 22 а                                                                                             Рис. 23 а

При переходе в новое наивно-рационалистическое качество фактического мировосприятия в значительной степени утрачивается сохранность целостности СЛКМ. У части детей (38,8%), уже в этом возрасте наблюдается дифференциация мировосприятия. В переходном периоде категория «факт» продолжает трансформироваться. Мировосприятие подвергается трансформации еще у 12% школьников (Рис. 22а и 22б), но в результате не происходит конкретизации, практически у всех из них мировосприятие дифференцируется. Доля детей с многовариантным типом восприятия мира достигает максимума – 50,8%. Соответственно количество детей с целостной СЛКМ не увеличивается (33,5%). В 15-16 лет дальнейшего трансформирования категории «факт» не происходит. Наблюдается стабилизация мировосприятия на основе одной из категориальных структур, в первую очередь на основе категорий красота, образ, следствием чего является уменьшение количества детей с многовариантным типом мировосприятия – до 36,1%, и рост процента школьников целостным восприятием мира до 49,8% (Рис.22в).

Рис. 22 б                                                                                             Рис. 23 б

В случае экспериментальной группы, детей сохраняющих в процессе трансформации целостность СЛКМ на 12,4% больше, за счет уменьшения процесса дифференциации (Рис.22а, 23а). В продолжающемся в переходный период процессе категоризации, в отличие от контрольной группы, целостность СЛКМ сохраняется у всех 9% школьников, вступивших в него. Еще на 3% в этот период увеличивается общее количество школьников с ЦСЛКМ за счет конкретизации мировосприятия у детей с дифференцированным мировосприятием (Рис.23а и 23б). В 15-16 лет наблюдается процесс стабилизации мировосприятия на основе одной из категориальных структур, идентичный протекающему в контрольной группе, доводя долю школьников с ЦСЛКМ до 61,7% (Рис.23 в).

Рис. 22 в                                                                                             Рис. 23 в

Приведенные выше расчеты показывают, что первопричиной, приводящей к нарушению процесса категоризации, является разобщенная многопредметность нашей образовательной системы, побочным эффектом нарушения является дифференциация мировосприятия, в конечном итоге это приводит к разрушению целостности СЛКМ, но соотношение категорий мировосприятия среди учащихся образовательная среда не меняет. Под образовательной средой мы, согласно В.А. Ясвину, понимаем систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно предметном окружении [202]. Она лишь влияет на конкретизацию категорий мировосприятия, вызывая или устраняя дифференциацию.

Процессы, направленные на консолидацию знаний в эксперименте – использование экологического принципа, формирование ЭКМ, не позволяют развиться процессу дифференциации мировосприятия. Использование экологического принципа в подаче знаний можно считать одним из механизмов ограничения развития негативного процесса дифференциации мировосприятия, существенно влияющего на целостность СЛКМ, в рамках предметной школьной системы. Процесс конкретизации мировосприятия от общего, в некоторой степени безличного отношения, к определенному нормализуется, что сохраняет или, в некоторых случаях, восстанавливает целостность СЛКМ.

<<< Результативность применения экологического принципа в формировании экологической картины мира у учащихся | Оглавление | Выводы по главе 2 >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016