Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИПЛОМНАЯ РАБОТА В.А.КОРОСТЕЛЕВОЙ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

В.А. Коростелёва
ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дипломная работа по специальности "География"

<<< Экспериментальная база | Содержание | Результаты педагогического эксперимента >>>

Глава 3. ОГРАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Проведение педагогического эксперимента

Для проведения педагогического эксперимента взяты две группы по 10 человек одного возраста (8 класс) из одной школы: одна группа в качестве экспериментальной, другая – контрольная. Обе они приезжали на занятия в Московский полевой учебный центр дважды за полгода (зимой и весной) по программам 2-го и 3-го посещения.

В экспериментальной группе на занятиях большое внимание уделялось мотивационной составляющей, а также формированию общеучебных умений, которые необходимы для проведения самостоятельных исследований.

Перед началом занятий учащимся ещё раз напоминалась образовательные цели приезда на биостанцию, требования к дисциплине и распорядок. В течение дня при необходимости подобным образом восстанавливался рабочий настрой ребят, тем самым формируя у детей отношение к биостанции как к учебному центру, а не лагерю отдыха.

Пробуждение интереса к географии происходило разнообразными приёмами через фактический материал, проблемные вопросы, занимательные задания, как в лаборатории, так и на учебных экскурсиях, раскрытие пользы географии в разных аспектах жизни общества и самих ребят, демонстрацию натуралий, образцов, фотографий с экспедиций, практические работы на местности, игровые задания и т.д. Примеры заданий, использованных в работе с экспериментальной группой:

  • возраст известняка с окаменелостью древних кораллов в нашей коллекции миллионов лет;
  • на дне оврага найдите как можно больше различных горных пород минералов;
  • объясните как одновременно обломки гранита и известняка оказались на дне этого оврага;
  • толщина ледника во время ледникового периода достигала двух километров, что приблизительно соответствует высоте четырёх Останкинских башен;
  • в ходе экскурсии зарисуйте и сравните овраг и балку;
  • игра «Кто назовёт больше всех различных форм рельефа?».

Обязательность выполнения исследований школьниками не упрощает задачи организации педагогом совместной деятельности с учениками, а усложняет ее. Мотив – надо делать потому, что обязательно – это разрушительный мотив. [3]

Формирование положительного представления о самостоятельной исследовательской работе осуществлялось в первую очередь посредством практических работ на местности. Задачей учителя было показать, что практические методы исследования не сложные и доступны даже школьникам, чтобы разбить их стереотипы о возможности проведения исследований только сотрудниками научных лабораторий и институтов.

«Новички» также привлекались для участия в конференции старших групп, представляющих свои исследовательские работы.

Предполагается, что любая деятельность учащихся должна быть оценена. В случае с таким серьёзным видом деятельности как самостоятельное исследование, оценка со стороны педагога должна быть максимально продуманной и компетентной, чтобы одновременно не отбить желания продолжать дальнейшую работу, не создать условий для «зазнайства», мотивировать на саморазвитие и сотрудничество. К тому же огромным стимулом для ребёнка является практический выдох его деятельности, будь то использование его работы на уроках географии, участие в конкурсах, публикация в школьной газете и т.д.

Учитывая вышесказанное, в ходе конференций приветствовалась и подстёгивалась преподавателями активность всех участников, отмечались вопросы, над которыми стоило бы поработать дополнительно, сильные стороны работ, а также предлагалось продолжить работу над исследованием и представить как внутри школ, так и на конкурсах. В ходе наблюдения за своими старшими товарищами, у будущих исследователей формировалось представление об исследовательской деятельности в целом, о её пользе и конечных результатах, а учителю в дальнейшем не пришлось тратить время на объяснение «чем закончится учебное исследование и как его представлять на публике?»

Ещё одним немаловажным приёмом повышения заинтересованности школьников в проведении собственных исследований являлась демонстрация разнообразия возможных для изучения объектов, методов и тем исследований. При этом возможно привлечение самих учащихся путём несложных заданий, например:

  • «Какие компоненты природы и какими способами можно изучать?»
  • «С помощью каких инструментов можно изучать поверхность земли, её состав, формы, строение?»
  • «Предложите свои темы исследований природы»

Для формирования умений, которые потребуются будущим исследователям на занятии использовались различные приёмы для тренировки мыслительных процессов: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, умение видеть противоречие, формулировать выводы. Примеры заданий:

  • на основе знаний о минералах и горных породах разделите предложенные образцы на две группы: минералы и горные породы, попробуйте определить название каждого образца;
  • предложите как можно больше критериев, по которым все существующие формы рельефа можно разделить на группы, и перечислите эти группы;
  • на основе знаний по геометрии о правилах построения графиков, используя школьный нивелир и рулетку, придумайте, как измерить и нарисовать профиль склона первой надпойменной террасы реки Клязьма;
  • используя методическое пособие, школьный нивелир и рулетку постройте профиль левого склона балки;
  • попробуйте предположить, что за формы рельефа перед нами, как они образовались и сколько им лет (задание на курганах в лесу, примерный ход мысли учащихся представлен в рис. 8);
  • найдите как можно больше сходств/отличий оврага и балки (задание на местности, группа делиться пополам);
  • предположите и объясните, как образовался овраг (балка, речная долина);
  • какое значение имеет для человека и его хозяйственной деятельности овражно-балочная сеть?

Рис. 8. Алгоритм рассуждений учащихся в ходе определения формы рельефа – курган (рисунок автора)

Задания на формирование организаторских способностей:

  • с помощью школьного нивелира и рулетки постройте профиль склона (задание для бригады из 4-5 человек, в процессе которого в группе распределяются функции «замерщик превышения», «держатель 1-ой части нивелира», «держатель 2-ой части нивелира», «замерщик расстояния рулеткой», «ведущий записи в полевом дневнике»);
  • описать тип ландшафта (задание для всей группы, разделённой на пары, которые описывают литогенную основу, тип почвы, растительное сообщество, животное сообщество, микроклиматические условия).

Нужно отметить, что при должной организации формирование умений и мотивации происходит одновременно и посредством сходных методов, что, несомненно, упрощает задачу учителя.

Во время прохождения экспериментальной группы программы 3-его заезда – «Начинающий исследователь» в начале занятия подробно описана суть учебного исследования, его этапы и их особенности.

Для усиления мотивационной составляющей объяснена глобальная практическая значимость исследовательской деятельности для каждого: сформировать мыслительные навыки, которые пригодятся в течение всей жизни для решения любых задач, будь то бытовых или профессиональных. Раскрыта необходимость умения понятно излагать свои мысли, идеи, как в устной, так и в письменной форме, например, для написания курсовых и дипломных работ в ВУЗе, отчётов на работе, участия в собеседовании, доклада и выступления на совещании. Умение организовывать собственную деятельность и работу других, распределять обязанности и функции, безусловно, пригодятся будущим директорам, руководителям производств и компаний, менеджерам и, в принципе, любому человеку.

Необходимо было донести до ребят, что все перечисленные навыки не приходят с возрастом, их формируют с детства: чем раньше и активнее это происходит в школе, тем оперативнее и эффективнее взрослый человек сможет использовать их в будущем.

Для решения проблемы с ограниченным временем для исследования выбирались узкие темы, которые можно успеть раскрыть за день занятия, или более комплексные при условии распределения отдельных вопросов среди учащихся группы из 10 человек. Сначала детям предлагалось самостоятельно придумать темы для собственных исследований с учётом объяснённой ранее сути исследовательской работы, затем остальные, в том числе учитель, комментировали возможность его проведения и соответствия сущности исследовательского процесса, в заключении учителем предлагались свои примеры и совместно выбирались окончательные темы. Такой подход обеспечивал заинтересованность школьников уже перед началом непосредственно исследовательских изысканий, возлагал на них ответственность за самостоятельно принятые решения и настраивал на серьёзность дальнейшей работы.

Примеры работ:

  • «Выявление причин изменения мощности снегового покрова»;
  • «Изучение изменения характера растительного покрова в зависимости от рельефа»;
  • «Изучение строения долины реки Клязьма».

Затем учащимся не предлагался готовый план работы, а они самостоятельно по классическим этапам выполнения исследования формулировали цель, задачи, продумывали стратегию достижения цели, распределяли функции и обязанности между собой. Безусловно, эти процессы проходили под контролем учителя и в случае затруднений решались совместными усилиями с помощью наводящих вопросов и пример со стороны учителя.

В ходе исследования учитель часто опирался на программу прошлых занятий с этой группой. Для упрощения работы с большим количеством учащихся заранее были подготовлены карточки с подсказками, инструкциями, бланками таблиц, теоретическим материалом, на базе которого дети могли сделать определённые выводы относительно их тем исследования.

Пример инструктивной карточки для оформления профиля к теме «Выявление причин изменения мощности снегового покрова»:

Оформление профиля обязательно включает в себя наличие:

  • названия (лаконичного, по середине листа над самим профилем, крупным читаемым шрифтом);
  • самой линии профиля (яркого цвета);
  • условных знаков, если таковые необходимы (все использованные значки расшифровываются в свободном месте сбоку от линии профиля);
  • масштаба (именованного или числового, при использовании разных вертикальных и горизонтальных масштабов указываются оба вдоль соответствующих осей);
  • авторов работы (скромно, сбоку от линии профиля).

В заключении учителем анализировалась проделанная работа, полученные результаты и соответствие выводов целям. В ходе подготовки к презентации своих работ внутри всей группы давалось задание придумать вопросы для отдельных бригад по их теме, чтобы создать сходную с конференцией ситуацию.

На конференции учитель, руководивший исследовательской деятельностью ребят, корректно подводил итоги, комментировал работы в целом и желал дальнейшего развития в том же направлении, как уже было упомянуто на с.76 данной главы.

После защиты исследовательских работ группа собиралась вновь для обмена мнениями о проделанной работе, предлагалось высказать пожелания для улучшения работы по организации исследовательской деятельности. Учитель выделял каждого ученика, отмечая по одному положительному качеству, потом замечал, что у всех ещё огромное поле для самосовершенствования, и в заключении выразил благодарность ученикам за работу в течение дня для поддержания позитивного впечатления.

В контрольной группе усиления внимания к мотивации и формированию умений не происходило. Занятия проводились по привычной, отработанной схеме.

Методические приёмы были направлены только на активизацию познавательного интереса к предмету без задела на будущую необходимость проводить самостоятельные исследовательские работы. Так обычно происходит из-за отсутствия гарантии, что эта группа ещё приедет на биостанцию, и с ней будет работать тот же преподаватель.

Формирование общеучебных и исследовательских умений и навыков происходило фрагментарно и в рамках обязательных практических работ на местности и в лаборатории. Не проводилось специальных мероприятий, настраивающих ребят на будущие самостоятельные работы на природе.

Во время прохождения контрольной группой программ «Начинающий исследователь» темы исследовательских работ строго распределялись между бригадами в группе, цели и задачи ставились учителем, также объяснялся алгоритм действий. Инструктивных карточек не было, многое приходилось объяснять учителю самостоятельно или с помощью наводящих вопросов.

На конференции учитель не принимал активного участия. Этапа рефлексии после защиты исследовательских работ не происходило. Оценки были просто выставлены в тетрадь.

<<< Экспериментальная база | Содержание | Результаты педагогического эксперимента >>>

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016