Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Экологическая картина мира, ее взаимосвязь со школьным биологическим образованием | Оглавление | Теоретическое обоснование экологического методико-дидактического принципа >>>

1.5. ЭТАПЫ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К
ЭКОЛОГО-НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Биологическое образование посредством трансляции ЭКМ в сознание обучаемого участвует в экологизации его личности. Причем строго должны учитываться этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной деятельности, зависимых от возрастных и прочих индивидуальных особенностей личности. В зависимости от этого в образовательном процессе должно учитываться, ЭКМ какого уровня необходимо формировать.

На этапе познания мира, свойств и функции его предметов; определения своего места в мире на интуитивном, эмоциональном и большей частью, через элементарные социальные потребности, на материальном уровнях школьное БО принимает незначительное участие в формировании ниже означенных ЭКМ. Тем не менее, в случае участия, в основе БО должны лежать простые экологические знания, основанные на собственном опыте, живом интересе, любопытстве, желании обучаемого. Ненавязчивая, игровая демонстрация младшему школьнику правил и примеров бережного отношения к природе (через уход за домашними животными, комнатными и садовыми растениями; создание кормушек и строительство искусственных гнездовий для птиц и т.п.), необходимости заботы о своем здоровье (через соблюдение режима дня, правил личной гигиены, закаливание, правильное питание, занятие физкультурой и т.п.), народного творчества (через знакомство с экологопроблемными сказками, пословицами, былинами, мифами, видами традиционного искусства и т.д.) постепенно начинает формироваться элементарное ценностное отношение к миру. На первично-познавательном этапе в СЛКМ младшего школьника вкладывается по большей части внерациональный блок общей ЭКМ, состоящий из художественной ЭКМ, мифологической ЭКМ, этическо-эстетической ЭКМ.

На этапе рационального подхода к познанию мира, когда школьник уже способен анализировать, обобщать, дифференцировать, моделировать окружающий его мир, БО должно отличаться конкретностью, образностью (преимущественно зрительной), связанной с экспериментом. На рационально-познавательном этапе постигается смысл закономерностей бытия, его принципов, формируется естественнонаучная ЭКМ и технологическая ЭКМ.

На этапе складывающихся у обучаемого представлений основ бытия, закономерностей и принципов оптимальной организации бытия и оценки тем самым качества сущего, самое время формировать эталонные ценностные критерии системно-структурного взаимодействия – самые высокие уровни гуманитарной ЭКМ, в первую очередь этическо-нравственную ЭКМ.

На этапе возможности и необходимости осуществления собственно самостоятельной практической экологонаправленной деятельности, неизмеримо высока роль БО в выработке активной жизненной экоцентристской позиции, научении использовать все богатство культурно-исторического опыта и литературных источников экологической направленности; анализировать экологические ситуации; проводить определенный аспект экологической работы и экологический эксперимент. Приобщение к экологонаправленной деятельности, носящей по-настоящему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении учащегося к преобразованию мира с целью сохранения его целостности и гармонии позволяет говорить об активном формировании ОЭКМ.

Сформированная ОЭКМ у школьника предполагает представление о мире как о едином целом – единстве живой и неживой природы, основанном на взаимосвязи и взаимозависимости организма и среды, существующего за счет непрерывного притока космической энергии и использования планетарного вещества в биогенном круговороте, с включением на свое место в этом мире человека.

Так представление о мире в его экологической интерпретации старшеклассника основывается на:

  • знании и понимании
    • - признаков биологических объектов: видов популяций, экосистем, биосферы;
    • -основных положений биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (В.И. Вернадского о биосфере; Н, И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (биогенетического); закономерностей (изменчивости; оптимума; лимитирующих факторов); правил (экологической пирамиды); гипотез (сущности и происхождения жизни);
    • - сущности биологических процессов и явлений: обмена веществ в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, брожения, хемосинтеза, географического и экологического видообразования, формирования приспособленности к среде обитания, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
    • -структуры экосистем;
  • умении
    • - объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной научной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство, общность, происхождения и эволюцию организмов, используя биологические теории., законы и правила: устойчивости, необходимости сохранения многообразия видов; роль различных организмов в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; причины изменяемости видов, нарушения развития организмов, мутаций, устойчивости экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
    • - устанавливать взаимосвязи строения и функций на различных уровнях; пластического и энергетического обмена;
    • - составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах
    • - описывать экосистемы своей местности;
    • - выявлять отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона; типы взаимодействия разных видов в экосистемах; приспособления организмов к среде обитания;
    • - изучать биологические объекты и процессы: описывать биологические объекты; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе;
    • - моделировать и исследовать биологические системы, изменения в экосистемах на биологических моделях;
    • - сравнивать биологические объекты биогеоценотического уровня (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез) и делать выводы на основе сравнения;
    • - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, глобальные антропогенные изменения в биосфере, глобальные экологические проблемы и пути их решения, воздействие факторов окружающей среды на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы;
    • - осуществлять самостоятельный поиск биологической информации, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах в различных источниках, применять ее в собственных исследованиях;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • - обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;
    • - определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам;
    • - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).

Конкретность, четкость и полнота ОЭКМ у школьников зависит от возраста и уровня знаний получаемых в онтологическом и мировоззренческом аспекте, умений и навыков самостоятельного их использования. Полнота усвоенных знаний приобретенных умений и навыков определяет уровень ЭКМ субъекта обучения и воспитания.

ЭКМ, формирующаяся у школьников среднего звена, отличается от ЭКМ выпускника отсутствием в ней знаний основных теорий, понимания их роли в формировании КМ, знания и понимания сущности некоторых основных биологических явлений, отсутствием некоторых сложных умений.

По сути, представление о мире в его экологической интерпретации старшеклассника, составляет значимую, если не основную часть требований к подготовке выпускника в результате изучения биологии. Однако эффективность формирования ЭКМ на базе школьного курса биологии остается невысокой, что подтвердил наш констатирующий эксперимент (см. раздел диссертации 2.3.). Причиной тому, прежде всего, отсутствие механизма целенаправленного использования материала курса биологии.

Основными в номенклатуре элементов знаний, отраженных в содержании учебного предмета, являются научные понятия. Остальные элементы – методы науки, прикладные знания, входят в него в меру дидактической целесообразности и необходимости – т.е. не являются обязательными. Подача научного знания при формировании системы понятий в школьном биологическом образовании осуществляется, как правило, от нерасчлененного целого (основных понятий) – к его элементам (структурным компонентам понятий), а затем – к качественно новому, структурированному целому (системе понятий). Формирование системы понятий происходит при использовании содержательно-логических, функционально-структурных и функционально-генетических связей. Однако эти связи далеко не всегда используются учителями и потому часто знания не формируют систему понятий, не говоря уже об использовании ассоциативных экологических связей, осуществляющих перевод на ступень систематизации более высокого порядка – к ЭКМ.

Например, несмотря на название раздела «Общая биология» в него не вложена обобщающая функция, не включены материалы, которые позволили бы создать у учащихся ассоциативные связи между уровнями организации жизни и тем самым переносить знания и понимание процессов с молекулярного уровня на клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. «Общая биология», хотя и призвана «завершить формирование системы биологических знаний» [185. С.80], остается конгломератом основ различных биологических наук: молекулярной биологии, цитологии, генетики, экологии, учения о биосфере, эволюционного учения. В процессе обучения основам столь различных наук, хотя и принадлежащих к одной области знания, не устанавливаются четкие взаимосвязи между ними. В.М. Розин считает: «Вообще не надо стремиться к организации биологических дисциплин и установлению отношений между ними в рамках общей биологии», «не синтез и единство знания, а гетерогенность и диалог». Причиной тому характерность своих законов для каждого из уровней организации жизни. Формы биологического познания развиваются параллельно, в результате чего складывается «мозаичный образ биологической науки» и надо принять как данность «гетерогенность биологического знания» [147]. С таким однозначным отказом от единства знания трудно согласиться, так как нельзя отказаться от единства мира. Обобщение знаний возможно, что показывает и наш эксперимент.

По нашему мнению, только применение основ научных знаний, способов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру в совокупности приведет к формированию современной ОНКМ. Поэтому перед образованием должна ставиться задача усиления двух последних компонентов, доведения их до равной значимости с первым. Ярко выраженные тенденции усиления функции теории в содержании образования, формализации учебных предметов приводят к изменению взаимосвязи между мышлением и опытом – уменьшается функция механической наглядности и усиливаются другие ее формы: графики, формулы, мысленные эксперименты, что при недостаточном отражении в школе тенденций развития самосознания науки, выражающемся в малом внимании к методам науки и методологическим знаниям, тенденции усиления социальной функции науки, приводит к уменьшению опосредованного воздействия науки, имеющее особое значение для формирования мировоззрения и развития творческого и научного мышления учащихся [64].

Способы деятельности не что иное, как общие и частные методы познания и не последнее место в них занимает формирование умений. Для выделения способов деятельности самыми общими основаниями является единство обучения и развития. Более частные основания приемлемые для нашего исследования обобщенны Л.Я. Зориной на основе различных методик отбора способов деятельности: методике таксономии целей Б. Блума – в которой основные цели выражаются через умения [28]; методике Т.Н. Шайхиевой – базирующейся на таксономии целей, выраженных через систему задач [198]. Выражение основных целей через уровни системы знаний позволило ей объединить группы способов деятельности в когнитивной сфере в три основные группы: общие методы познания – экспериментальный и теоретический; частные методы познания и применения знаний; изложения научной информации.

В этом случае, очень важно понимать, что методы научного познания являются основными в номенклатуре знаний, отраженными в содержании полевого практикума, и освоение их через практическую деятельность, более действенно, нежели теоретический подход к обучению им.

Что касается эмоционально-ценностного отношения к миру, то к настоящему времени уже пришло осознание того, что не только общественные науки обладают возможностями и необходимостью формирования общечеловеческих ценностей. Современное естествознание имеет дело с объектами – так называемыми, «человекоразмерными» комплексами, в которые в качестве компонента включен сам человек. Примерами таких «человекоразмерных» комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек – машина» (включая сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. Поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, так как ставит под вопрос возможность существования самого человека, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. В процессе исследования и практического освоения «человекоразмерных» объектов особую роль начинают играть знания запретов на некоторые стратегии взаимодействия. Объективно истинное объяснение и описание применительно к таким комплексам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений [163]. В условиях, когда наука стала основой прогресса общества, а ее неразумное применение может привести к уничтожению человеческой цивилизации, раскрытие ценностных аспектов научного знания в содержании естественнонаучных дисциплин представляется очень важным для формирования личности школьника, его КМ, его мировоззрения [171]. В процессе обучения особенно важно воспитывать ценностное отношение к человеку, как единственному носителю общественной формы движения материи, его жизни и здоровью, не являющихся личным делом, а являющихся необходимыми условиями развития общества; объективности существования мира, его единству, неисчерпаемости и познаваемости его; взаимосвязи и непрерывности изменению явлений; к природе, гармоничному взаимодействию к ней.

Эмоционально-ценностное отношение к миру позволит перейти от знаний и умений к формированию экологического сознания, которое станет регулятором всей деятельности и поведения на протяжении всей последующей жизни выпускника школы. Экологическое сознание в целом можно рассматривать как отношение социального субъекта к экологической ситуации, охватывающей человека, общество, природу и их многосторонние взаимодействия. Оно отражает различные формы знаний и особенности осмысления картин мира в экологическом аспекте, весь спектр общественных и социоприродных отношений. Проблема формирования экологического сознания неразрывно связана с ЭКМ. Современное биологическое образование, в основе которого лежит ОЭКМ, должно дать ясное, аргументированное знание об основных закономерностях и принципах взаимодействия человека, общества и природы. Непосредственный контакт школьников с природой на экскурсиях и полевых практикумах обеспечит формирование духовной составляющей экологического направления в познании, т.е. не только внесет в сознание человека специальные рациональные знания, но и присовокупит философские идеи, эмоции, интуитивные представления, жизненный и культурный опыт субъекта. В этом случае ЭКМ послужит сильным, не только логическим, но и эмоциональным, душевным основанием бережного отношения к ближнему, к природе, к своей родине, к традициям своего народа.

<<< Экологическая картина мира, ее взаимосвязь со школьным биологическим образованием | Оглавление | Теоретическое обоснование экологического методико-дидактического принципа >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016