Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Методы выявления формирования картины мира | Оглавление | Результативность применения экологического принципа в формировании экологической картины мира у учащихся >>>

2.4. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с целью нашего исследования, по выявлению возможностей формирования экологической картины мира у школьников, мы сочли необходимым расширить набор стимульного материала. Мы исходили из того, что категории (которыми мыслит человек) могут отражать как язык обыденных представлений, так и язык науки. В качестве стимульного материала нами использованы такие группы слов, которые можно использовать и в обыденной речи и в научном понимании. По использованию стимульных слов в том или ином ракурсе можно судить, насколько в результате воздействия учебного процесса происходит замещение обыденных представлений научными.

В этом случае при анализе полученного текстового материала в качестве смысловых единиц использовалась тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов при использовании стимульных слов, то есть то, что составляет картину мира. Изначально определяемая тематика позволяет наиболее полно представить направленность взглядов, ценностных ориентаций и норм деятельности. Выявление категорий восприятия при таком варианте является делом второстепенным, так как изначально в большинстве случаев предполагает соответствующий результат. В случае использования школьником категорий в научном изложении, однозначно восприятие им мира в рамках категориальной структуры «единение», также однозначна в этом случае целостность мировосприятия. При использовании категорий в бытовом контексте чаще всего категориальная структура восприятия школьника и ее целостность не отличатся от таковой, выявленной на стандартном стимульном материале. Задание формулировалось как и в случае с выявлением категорий восприятия. Такой подход, практически исключает возможность анкетируемому понять, что от него требуется и тем самым выказать не то, что есть на самом деле, позволяет выявить реальные уровни грамотности и воспитанности, определить степень влияния примененного в подаче биологических знаний экологического принципа на формирование уровней ЭКМ. Определение сформировавшегося у школьников уровня ЭКМ, происходило согласно классификации ЭКМ Т.В. Наймушиной – разработчика этого раздела в философии [124].

В качестве стимульного материала для определения сформированности естественноэкологической КМ ее частных и конкретных уровней выбраны стимульные слова: трава, лисица, заяц, солнце (Приложение 1). Анализ смысла фраз составленных из этих слов-символов легко позволяет понять, отложились ли в подсознании учащихся элементарные типы взаимоотношений и взаимосвязей в экосистеме, ЭКМ какого уровня сформировалась в подсознании.

Ни один из уровней естественнонаучной ЭКМ не сформирован – стимульные слова используются в бытовом или образном контексте (Мальчик любит смотреть на солнце, траву, лис и зайцев (7 кл.)); сформирована этологическая ЭКМпри упоминании о поедании или преследовании одного объекта другим, на фоне образного использования других стимульных слов («Ярко светило солнце, на траве мирно лежал заяц, а за соседним деревом готовилась напасть на него лиса» (7 кл.)); сформирована ботаническая или зоологическая ЭКМ – при использовании стимульных слов в научном контексте, упоминании одного из звеньев пищевой цепи: трава – заяц, заяц – лисица («Трава – это растение. Лисица – хищник. Солнце – это большая звезда. Зайцы питаются травой. (5 кл.)»); сформирована биологическая ЭКМ – при упоминании звеньев пищевой цепи: солнце – трава и одно из звеньев: трава – заяц или заяц – лисица («Заяц ест траву, а лисица ест зайца. Солнце дает им жизнь» (5 кл.); сформирована естественнонаучная ЭКМ – при составлении полной пищевой цепи («С помощью солнца растет трава. Происходит фотосинтез – процесс получения из неорганических органического вещества. Трава, заяц, лисица взаимосвязаны, можно построить пищевую цепочку» (7 кл.); «Трава получает органические вещества из солнца, воды и углекислого газа. Заяц ест траву и получает органические вещества. Лиса ест зайца и тоже получает органические вещества (5 кл.)»).

Использование стимульных слов – завод, воздух, планета Земля, человек позволяют определить насколько в подсознании учащихся отложились представления о взаимосвязях человека и его деятельности с окружающей средой.

Ни один из уровней гуманитарной ЭКМ не сформирован – стимульные слова используются в бытовом контексте (Мы живем на планете Земля. На заводах работают люди. Человек дышит воздухом» (9 кл.); сформирована техническая ЭКМ – при упоминании завода как загрязнителя воздуха или человека в роли загрязнителя планеты Земля («Человек житель планеты Земля. Заводы портят воздух» (9 кл.)); сформирована космологическо-технологическая ЭКМ – при составлении логической (технологической) цепочки: «человек (на планете Земля) строит заводы, которые загрязняют воздух (на планете Земля) (отсутствует личная позиция, не акцентирован вред) («Люди строят заводы, этим загрязняют воздух, почву и планету Земля» (5 кл.); сформирована социологическо-технологическая ЭКМ – если имеется последовательность: «человек строит заводы, которые загрязняют воздух и тем самым наносится вред планете Земля», имеется личная позиция («Большую роль играет человек в жизни планеты Земля. Иногда эта роль положительная, иногда отрицательная. Человек строит заводы и тем самым отравляет воздух» (7 кл.)); сформирована гуманитарная ЭКМ – при полной последовательности: «человек (на планете Земля) строит заводы, которые загрязняют воздух (на планете Земля) и это отражается на самом человеке («Планета Земля место обитания всего человечества. Человек, прежде чем строить очередной завод, должен задуматься о том, чтобы не загрязнять отходами воздух, моря, озера, океаны и т.п.» (7 кл.)).

Оценочный или нравственный эстетическо-этический частные уровни социальной ЭКМ, позволяющие говорить о степени экологического воспитания, выявляются при использовании слов-символов (костер, упаковка, еда, лес).

Ни один из уровней социологической ЭКМ не сформирован – стимульные слова используются в бытовом контексте («В лесу мы развели костер. В упаковке была еда, мы ее достали и стали разогревать над огнем (9 кл.)»); сформирована оценочная эстетическая ЭКМ – при подразумевающемся осуждении бескультурного поведения человека в лесу («Туристы пришли в лес, развели костер, открыли еду и напитки. После этого в лесу осталась куча упаковок» (10 кл.);; сформирована эстетически-этическая ЭКМ – при реальном или подразумевающемся осуждении загрязнения леса мусором и рекомендации сжигать упаковку в костре или захоранивать («В лесу после еды у костра сжигают в нем оставшуюся еду и упаковки» (10 кл.); «На выходные мы поехали в лес посидеть у костра на природе. Уходя мы сожгли все пластиковые упаковки и потушили костер» (10 кл.)» «Не бросайте упаковку и еду в лесу, сжигайте все в кострах» (8 кл.); сформирована нравственная эстетически-этическая ЭКМ – при реальном осуждении загрязнения леса мусором и рекомендации выноса (не оставления) мусора или при упоминании опасности при разведении костров в лесу («Приходя в лес на пикник, мы разжигаем костер, убивая на 2-3 года обитателей того места, затем бросаем упаковки от еды» (8кл.); «Если ты устраиваешь в лесу костер, то не забудь унести упаковки из-под еды» (10 кл.) «Костер в лесу надо тушить, а упаковки от съеденной еды (мусор) нужно убирать» (7 кл.); сформирована социологическая ЭКМ – при демонстрации полного понимания негативного влияния загрязнения леса мусором и опасности от костров; явное подразумевающееся осуждение по отношению бескультурного поведения в лесу («Бросая упаковку из-под еды в лесу, оставляя гореть костер, когда мы уходим, всем этим мы вредим лесу» (7 кл.); «Когда идешь в лес, не оставляй упаковку и еду. Когда разжигаешь в лесу костер, не забудь перед уходом погасить его» (5 кл.); «От костра лес может погибнуть. Упаковки плохо влияют на природу» (5 кл.) .

Частично вышеозначенные методические приемы были использованы нами в подходе к основополагающему вопросу анкеты (Приложение 1), позволяющему получить рефлексированный ответ с пояснениями. И в этом случае ответы и пояснения, выступали как единицы информации и подвергались соответствующей обработке. Выбор ответа предполагал четкое понимание проблемы при неоднозначности предлагаемой ситуации и позволял нам сразу выйти на выявление сформированности ЭКМ самых высоких уровней, так как личностная позиция во многих случаях обеспечивала социологический аспект представления о мире.

Учащимся было предложено дать ответ на вопрос: «Если бы у вас была такая возможность, что бы вы сделали с комарами и другими кровососущими насекомыми?» – на выбор из трех вариантов: «1. Сделал(а) бы так, чтобы они исчезли совсем; 2. Сделал(а) бы так, чтобы они стали питаться соком растений; 3. Оставил(а) бы все как есть». Субъективная осознанная позиция обеспечивалась личной формулировкой пояснений анкетируемого к выбранному ответу. Степень и уровень сформированности ЭКМ оценивалась следующим образом:

Ни один из уровней общей ЭКМ не сформирован – при выборе первого или второго пункта ответа без пояснений или с пояснением типа: «чтобы не пили кровь и не мешали человеку» (7 кл.); «можно попасть из-за этого в больницу» (6 кл.); «я не хочу, чтобы меня кусали» (5 кл.); «чтобы не портили лето человеку» (6 кл.); «потому что они мешают спать по ночам, они кусаются» (9 кл.); «потому что они вредят человеку, переносят инфекцию» 11 кл.); «надоели уже» (10 кл.)); сформирована биологическая ЭКМ – выбран третий пункт при упоминании того, что ими кто-то питается; или при вмешательстве кто-то пострадает («если не было бы комаров, то не было бы и птиц» (7 кл.); «не чем будет питаться лягушкам» (7 кл.); «другим животным не будет пищи, и они погибнут» (10 кл.)); сформирована социологическая ЭКМ – при выборе третьего пункта ответа с затруднениями в пояснении и при материалистическом или идеалистическом понимании необходимости оставить все как есть («создано не нами и решать не нам» (9 кл.); «просто им надо питаться, поэтому они сосут кровь у всех» (6 кл.); «если так изначально задумано природой, значит это для чего то нужно» (11 кл.); «потому что это создал Бог, и не надо ничего менять» (10 кл.); «каждое живое существо имеет право на жизнь» (9 кл.); «неприятно, а истребить нельзя» (7 кл.)); сформирована социолого-биологическая ЭКМ (с осознанием единства природы и человеческого фактора) – выбран второй пункт, но при этом оговаривается, что не будет нарушена пищевая цепь или природное равновесие («совсем стереть с лица Земли их нельзя, так как они входят в цепи питания» (9 кл.); «так будет и нам хорошо, и им, и насекомоядным, и другим» (7 кл.); «убрать их совсем – нарушится экологический баланс, а так, пусть хоть людей не кусают» (10 кл.); «по идее все виды животных и т.п. нужны на планете, все едино, поэтому избавляться от них не стоит, но так как они очень назойливы и приносят мне дискомфорт, я бы предпочла второй вариант ответа» (11 кл.)); выбран третий пункт и поясняется, что объект является одним из звеньев пищевой цепи; («потому что так не прервется цепь питания» (5 кл.); «каждая мушка и т.п. связана с другими видами, поэтому если вымрет один вид, вымрет и другой, который питается мушками и т.д.» (6 кл.); «нельзя изменять условия созданные эволюцией, иначе нарушатся биологические цепи питания» (10 кл.); «убьешь этих комаров, и мы по цепи питания умрем, так что оставлю все как есть» (9 кл.)); сформирована общая ЭКМ (с хорошо осознаваемым единством природы и человека) – если в пояснении к третьему пункту рассматривается нарушение природного равновесия (баланса) или разрушении пищевой цепи, упоминается о взаимосвязанности в природе («все в природе идеально сбалансировано и внесение непродуманных изменений приведет к плохим последствиям» (8 кл.); «я не считаю, что вправе менять то, что создала природа, дабы все не просто так и все взаимосвязано» (10 кл.); «если бы не было насекомых, то не происходил бы чудесный цикл в природе, или бы некоторые растения и животные вымерли» (7 кл.); «нельзя нарушать равновесие природы», «если человек вмешивается в дела природы, то ему это выходит боком» (9 кл.); «комары занимают определенную экологическую нишу, и если их уничтожить, то нарушится экологическое равновесие» (11 кл.)).

Контент-анализ. Вся информация (тексты) полученная методом изучения категориальных структур мировосприятия подвергается обработке с помощью процедуры контент-анализа [90, 201]. Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой.

В текстах имеется то общее или отличное, что связано с чувствованием, ощущением, восприятием окружающего и внутреннего мира и выражается в смысловых единицах. Смысловая единица — это идея, тема, отраженная в определенных понятиях. В качестве смысловых единиц в данном случае выступают понятия, выраженные в словах и отдельных терминах.

Объектом анализа, в нашем исследовании, выступает содержание текстов навеянных стимульными словами, их тематика и смысловые значения. Предметом анализа – картины мира, отраженные в текстах, особенности восприятия мира детьми.

Надежность информации, полученной контент-анализом, в исследовании обеспечивается следующим образом:

  • 1. Анализируется весь массив текстов, что полностью исчерпывает «поле» смысловых единиц из изучаемого массива – чем обосновывается полнота объема выделяемых смысловых единиц
  • 2. Несколько экспертов независимо друг от друга определяют, что предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам, что обеспечивает контроль на обоснованность содержания смысловых единиц.
  • 3. При необходимости можно данные контент-анализа текстов сопоставить с некоторыми данными, полученными с помощью других исследований; подтвердить двойным кодированием одних текстов разными кодировщиками на основе единой инструкции, т.е. обосновать по независимому критерию и подтвердить устойчивость данных.

Анализ экспериментальных данных проводился на основе методов математической статистики. Достоверность расчетов определялась по уровню значимости различий между двумя эмпирическими распределениями на основе критерия «хи-квадрат». Критерий построен так, что при полном совпадении двух экспериментальных распределений «хи-квадрат эмпирическое» равно «0» и чем больше расхождение между сопоставляемыми распределениями, тем больше величина эмпирического значения «хи-квадрат». В случае двух независимых экспериментальных выборок проверяемая гипотеза H0 свидетельствует об отсутствии различий между двумя эмпирическими распределениями; альтернативная гипотеза H1 позволяет судить о наличии различий между ними [55. C.125].

При сравнении двух переменных, измеренных в дихотомической шкале, нами использован коэффициент «», который служит мерой корреляционной связи. Для этого коэффициента корреляции нет таблиц значимости, поэтому поиск критических значений осуществляется с помощью t-критерия Стьюдента по формуле Тф, в приложении к этому коэффициенту. О наличии связи между выборками позволяет судить принятие гипотезы H1 [55. C.223-226].

<<< Методы выявления формирования картины мира | Оглавление | Результативность применения экологического принципа в формировании экологической картины мира у учащихся >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016